Олеся Бортник
Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с понятием речевой тренинг, с его структурными блоками и формой проведения. Демонстрация фрагмента тренинга, затрагивающего разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй).
Задачи:
- дать основные понятия инновационного проекта, познакомить с задачами речевого тренинга;
- показать педагогам, как можно с помощью элементарных упражнений и заданий заинтересовать детей данной темой;
Публикация «Мастер-класс „Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2019
- развивать умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, умение делиться с приобретенным опытом с другими людьми.
Ход мастер-класса
Инновационным методом работы с детьми является речевой тренинг. Речевой тренинг представляет собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающих разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй, а также навыки, необходимые при подготовке к обучению грамоте.
Тренинг - особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что ребята манипулируют уже сформированными понятиями и навыками. Однако, это не исключает введение в тренинг нового материала. В речевом тренинге выделяют три структурных блока:
1 блок – произносительная сторона;
2 блок – лексико-грамматическая сторона;
3 блок – психологическая база речи; подготовка к обучению письму.
Из названий блоков видно, что в каждом структурном компоненте отрабатывается определенный круг речевых задач. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования, т. е. гибкостью отбора конкретного материала каждого блока по объему и длительности его проведения. Можно вносить изменения, наполняя тренинги другим речевым материалом (играми, упражнениями и пр.). Например, если у детей страдает лексико–грамматическая сторона речи, то во втором блоке необходимо увеличить количество заданий и упражнений. На это потребуется больше времени. Автоматически продолжительность других структурных блоков будет сокращаться, а значит, будет сокращаться и количество заданий в этих блоках.
Задачи речевого тренинга: метод речевого тренинга позволяет решить комплекс задач, решить ряд задач в области подготовки детей к школе:
• Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по произнесению и звучанию;
• Уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
• Формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;
• Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для овладения грамотой: развития умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка, использовать условную знаковую систему;
Результатом применения инновационного метода будет активный интерес детей к слову, звукам речевой действительности. Он поможет детям научиться анализировать, сравнивать и обобщать различные явления языка.
Организация и проведение речевого тренинга.
Речевой тренинг в подготовительной группе проводится один раз в неделю. Длительность – не более 30 минут. Как правило в вечернее время. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования. Педагог самостоятельно определяет форму проведения тренинга.
Для определения эффективности работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием речевого тренинга, педагогу необходимо проводить диагностическое обследование развития речи дошкольников. Диагностика проводится три раза в течение учебного времени: входная, промежуточная и итоговая. Форму педагог может выбрать самостоятельно (тестирование, фронтальное занятие, беседа, наблюдение).
Систематическая работа с детьми по подготовке к обучению грамоте с опорой на метод речевого тренинга в течении всего года дает положительные результаты развития речи дошкольников. Сравнительные данные диагностики наглядно показывают устойчивый рост знаний детей старшего дошкольного возраста в области «Коммуникации» (развития речи).
В начале года высокий уровень - 27%, средний уровень – 70%, низкий уровень – 3% .В конце года данные диагностики показали положительную динамику в развитии речи детей: высокий уровень - 80%, средний – 20%.
Сейчас я вам покажу фрагмент занятия, который разработала специально для вас. Форму проведения я выбрала в виде всем известной игры «Русское Лото».
Доставая бочонки из мешка, мы с вами будем узнавать не только название задания, но и вспоминать весёлые наименования значений, н-р:
1 – кол
11 – барабанные палочки
22 – утята
44 – стульчики
50 – полста
55 – перчатки
69 – туда-сюда
77 – топорики
80 – бабушка
90 – дедушка
На доске вывешивается карточка с числами. И готовятся фишки для их закрывания.
Размешивается мешок с бочонками и приглашается один из участников для определения первого задания.
1) Игра «Копилка слов»
Перед детьми лежат кружочки красного и голубого цвета. Дети вспоминают слова со звуком [к] и [г]. Если в слове есть звук [к] берут красный круг, если звук [г], берут голубой и опускают в коробочку.
После каждого выполненного задания закрывается соответствующая цифра и приглашается следующий участник.
2) «Исправь ошибки»
Предлагаю детям деформированный текст и прошу изменить в нем некоторые слова не подходящие по смыслу.
а) Зреет красная галина, собирает ее Калина.
б) Мы пришли сегодня в кости, принесли собачки гости.
в) Ели вкусную игру, подарили нам икру.
3) «Волшебники»
Дети по очереди берут «волшебную палочку» в руки и касаются ею разных предметов. При этом ребенок должен назвать предмет, на который он указывает палочкой в единственном числе. Остальные дети называют этот же предмет во множественном числе. Например: стул – стулья, кукла – куклы.
4) «Предумляндия»
Детям предлагается игра, в которой они оказываются на другой планете, где встречаются с животными, похожими на земных. Надо придумать им название. Например: тигразай, крокодилолис и т. д.
5) «Доскажи строки»
Читаю отрывки из разных знакомых стихотворений, а дети должны продолжить текст. Например: Почему сегодня Петя просыпался десять раз? (Потому что он сегодня поступает в первый класс) А. Барто
Детям предлагаю 5 -7 отрывков.
Травка зеленеет, Солнышко блестит;
Ласточка с весною В сени к нам летит. (А. Плещеев)
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется! (В. Берестов)
Опять смеется лето
В открытое окно,
И солнышка, и света
Полным, полным-полно!
Опять трусы и майки
Лежат на берегу,
И нежатся лужайки
В ромашковом снегу!
(Т Белозеров)
Скажите, на какую тему мы можем с вами можем продолжить беседу?
(Времена года)
6) «Доскажи пословицу»
Я начинаю пословицу, а дети должны ее продолжить.
- Учение свет – не учение тьма.
- В гостях хорошо – дома лучше.
- Один за всех – все за одного.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Старый друг лучше новых двух.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Каков мастер – такова и работа.
- Терпение и труд все перетрут
7) «Сравни и найди отличия»
Каждому участнику даю две картинки с изображениями животных и прошу найти черты общие и различные.
Например:
белка и кошка
кошка и мышка
кошка и собака
корова и лошадь
лиса и кошка
лиса и собака
8) «Скажи по-разному»
Предлагаю одно и то же предложение сказать весело, грустно, сердито, торжественно (У нас сегодня педсовет)
Когда все задания выполнены, педагогам предлагается вспомнить последовательность появление бочонков. И сообщить, что на занятиях с детьми обязательно проводятся подобные задания, только с картинками.
Поблагодарить всех за активную работу и поощрить всех сладким сюрпризом из «бочки».