Папки-передвижки

Значение речевой подготовки в обучении дошкольников к школе в условиях двуязычия

МАДИНА АГНАЕВА
Значение речевой подготовки в обучении дошкольников к школе в условиях двуязычия
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

В связи со сменой образовательных парадигм и стремительной модификацией школьных программ, использованием методов обучения, требующих от учеников владения коммуникативными умениями и навыками, умением конструктивно работать в группе, анализировать и обобщать получаемую информацию, доказывать собственную точку зрения. Особое значение в плане готовности к обучению в школе имеет речевая деятельность, которая изучалась такими исследователями как Е. Е. Кравцовой, Н. И. Кузиной, М. И. Лисиной, Е. И. Пассовым, И. И. Зарецкой, Г. М. Кучинским и др. Значение этой составляющей готовности к школьному обучению особенно явно выступает в случаях ее несформированности, что наблюдается у детей живущих в условиях двуязычия.

Публикация «Значение речевой подготовки в обучении дошкольников к школе в условиях двуязычия» размещена в разделах

Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения, проживанием некоренного населения в среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык и другими причинами, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях двуязычия. Двуязычным считается человек, более или менее постоянно пользующийся в жизни двумя языками. Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения.

Вопросам двуязычия посвящено немало научных трудов таких ученых как Н. М. Родина, Е. Ю. Протасова, В. А. Аврорин, А. М. Богуш и др. Но, к сожалению, несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблемам формирования речевой готовности к школе и детского билингвизма, проблема формирования речи как составляющей готовности к школе в условиях двуязычия, изучена недостаточно глубоко.

В связи с этим можно сделать вывод о существовании противоречий : между современными требованиями к уровню сформированности речевой деятельности для успешного обучения в школе и ее недостаточной сформированностью у детей шести-семи лет живущих в условиях двуязычия.

Готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят будущего первоклассника в жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношение со взрослыми и сверстниками. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы поведения ребенка, наиболее значимым для него является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Единого определения понятия «готовность к школе» не существует до сих пор по причине многогранности, самой его сути. Л. И. Божович отмечала: «Готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника»

Наиболее полное понятие «готовность к школе» дано в определении П. А. Венгера, под которым он понимал «определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющим этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутряняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность ребенка дошкольного возраста»

Таким образом, исходя из многих психолого-педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многоаспектным понятием.

Речевая готовность детей является одним из главных компонентов их

готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, необходимо четко представить, что же входит в содержание и какие компоненты самые важные для изучения речи. Речевая готовность рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

А. Н. Леонтьев считал что «Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов».

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком. Известно, что большинство людей в современном мире владеют больше, чем одним языком, то есть являются двуязычными. Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей нашей планеты. Но как происходит формирование второго языка, развитие речи у детей, растущих в двуязычных семьях – вопросы, на которые пытаются ответить многие исследователи, но однозначных ответов нет.

Еще в 1928 году Л. С. Выготский писал «Вопрос о многоязычии в детском возрасте выдвигается сейчас как один из самых сложных и запутанных вопросов современной психологии с одной стороны, а с другой как проблема исключительной теоретической и практической важности. Последнее едва ли нуждается в пояснении».

Путь речевой готовности к школе двуязычных детей весьма сложен и труден. Однако это не является поводом для отказа от двуязычного воспитания. Необоснованный отказ от воспитания двуязычной личности может сыграть роковую роль в жизни воспитанников. Доказано. Что чем больше языков изучает ребенок, тем больше возможностей у него для восприятия и описания действительности, для разнообразия типов суждений. Знание двух языков несомненно расширяет речевые способности ребенка, развивает мышление, языковое чутье.

Речевое развитие двуязычных детей является интересным феноменом, исследуемым в различных областях знания. Но существует необходимость преемственности между семьей и обществом в вопросах воспитания двуязычия, создания успешной развивающей среды для поддержки всех языков, любых так называемых «тропинок в язык», т. е. индивидуальных путей овладения иными языками и их применениями, причем они могут быть усвоенными в многообразных условиях и разными методами.

Публикации по теме:

Психологические аспекты подготовки ребенка к обучению в школе Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

Использование метода проектов как один из факторов успешной подготовки дошкольников к обучению в школе «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» Р. Эмерсон. В своем опыте педагогической деятельности с.

Материал к кружку подготовки к школе «Букварёнок» РАЗНОЦВЕТНЫЙ ГОРОДОК. В некотором царстве, В дошкольном государстве, Есть приличный городок. Он не близок, не далек. Знают дошколята: тут.

Презентация для родителей дошкольников «Проблемы подготовки детей к школе» Цель: Формирование профессиональных компетенций, помогающих выстраивать взаимодействие родителей/законных представителей и ДОО в вопросах.

Презентация «Теоретические проблемы подготовки детей к школе» Программа профессиональной переподготовки Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации.

Современные аспекты подготовки и переподготовки специалистов для работы в условиях специального инклюзивного образования Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными.

Важность подготовки ребенка к школе Проблема подготовки детей к школе всегда актуальна. Все понимают нужность предшкольного образования, но не все важность. Остался позади.

Экскурсия как форма подготовки дошкольников к обучению в школе. ФотоотчетЭкскурсия как форма подготовки дошкольников к обучению в школе. Фотоотчет Экскурсия – как форма подготовки дошкольников к обучению в школе Лучше всего для дошкольника – настоящая экскурсия по школе, с возможностью.

Этапы подготовки ребенка в домашних условиях к занятиям в бассейне в детском саду В большинстве детских садов, которые строятся сегодня, отведено место под бассейн, в котором инструктор по физической культуре проводит.

Значение игры для подготовки детей к школе Значение игры для подготовки детей к школе. Игровая деятельность - ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение речевой подготовки в обучении дошкольников к школе в условиях двуязычия
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 18:18
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение речевой подготовки в обучении дошкольников к школе в условиях двуязычия» (включая файлы) размещена пользователем МАДИНА АГНАЕВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД