Папки-передвижки

Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте (4 фото)

Алла Нарсеева
Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые методы подготовки

старших дошкольников к обучению грамоте.

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается количество детей, у которых появляются нарушения чтения. Многие учителя и логопеды отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения (дисграфия и дислексия).

Публикация «Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте» размещена в разделах

Такие дети испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, путают их, искажают звуковую структуру слова.

На мой взгляд, это связано с несформированностью фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников, поэтому подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи.

Работа по формированию звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте должна основываться на принципах от простого – к сложному, последовательности, учете возрастных особенностей, использовании яркой наглядности и игровых методов и приемов.

Передо мной встал вопрос поиска наиболее эффективных способов обучения дошкольников грамоте, построения более результативного подхода к обучению детей.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Сейчас существует множество методик обучения детей грамоте, но есть главный критерий отбора: не навреди здоровью ребенка и не отбей интереса к чтению.

В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. В его основе лежит изучение звуков живой речи. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слова – на слоги и звуки (анализ, наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез). От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят не только его успехи в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Исследования ученых (Д. Б. Эльконин, Е. Е. Шулешко, Л. Е. Журова) позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье. В более старшем возрасте это язык чутье несколько ослабевает, ребенок как бы теряет свои лингвистические способности.

Я полностью согласна с выводами ученых, поэтому всегда начинаю обучение грамоте в старшей группе.

Обучение начинаем с игр, на которых дети учатся слышать слово, выделять, считать звуки в нем.

Одна из игр, которая помогает детям в этом, называется «Волшебный домик». Рисую большой, красивый трехэтажный домик. На первом этаже - 3 окна, на втором – 4, на третьем – 5. Ребенок берет картинку с изображением предмета, называет его и должен «поселить» слово на нижнем этаже. Очень хорошая игра на развитие фонематического слуха, умение анализировать, обобщать, выделять первый звук в слове, которая называется «магазин». «Продавец» продает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове. Например, слово «гусь» будет жить на третьем этаже, так как в нем три звука. Нужно показать в каком окошечке живет каждый звук.

Учиться различать гласные и согласные звуки нам помогают игра «Гласный и согласный домик». «Гласный домик» с красной крышкой согласный с зеленой и синей. Ребенок должен назвать звук и поселить звук в «свой» домик.

С большим интересом дети также играют в игру «Принцессы Гласа и Согласа». Выбираем девочек «принцесс», дети должны взять букву, назвать звук, который она обозначает, и отдать букву Гласа или Согласа.

При изучении деления слов на слоги часто играем в игру «Чья игрушка (предмет, фрукт, овощ?». Готовлю корзину с игрушками, предметами. Выбираем двух детей. Например, Лера и Арина. У Леры должны быть только игрушки, названия которых делятся только на два слога, а у Арины на три. «Кукла» (два слога) нужно отдать Лере, а «машину» (три слога) – Арине.

При работе с предложением мне очень помогает старая, добрая игра «живые слова». Дети начинают очень быстро понимать, что предложения состоят из слов.

Уже в старшей группе знакомлю детей с схемами предложений. Уже через 4, 5 занятий дети понимают, что слова состоят из предложений, что предложения можно изобразить с помощью схемы. Затем учу детей придумывать предложения по схеме. Самое сложное при работе с предложением – научить выделять предлоги и союзы (в, на, с и т. д.) и понять, что они всегда пишутся и читаются отдельно (это «маленькие» слова).

В подготовительной группе начинаем изучать буквы. Подвожу детей к тому, что у каждой буквы есть свой звук (гласный или согласный, глухой или звонкий). Каждую букву стараюсь вносить торжественно, отмечаем «День рождения» буквы. Рисую или вырезаю красивую, необычную букву «именинницу».

Для упражнений в чтении слогов придумала игры «Волшебный остров». На острове живут гласные буквы. К ним в гости на корабликах (сделаны из картона) приплывают согласные игры. Нужно прочесть слоги.

Аналогично проводится игра «Далекая планета». На планете живут гласные, согласные прилетают на ракетах.

Очень интересная игра для упражнения в чтении слогов «Бабочки». Нужны изображения двух зеленых полянок и 8-10 картинок бабочек. На бабочках написаны гласные и согласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными – на второй. Дети должны поймать бабочек и прочитать слог.

На этапе начала чтения и дальше мне помогают игры «Исправь ошибку» и «Найди убежавшую букву». В игре «Исправь ошибку» нарисованы, например, дом, мышка, кит, а подписано дым, мишка, кот. Дети должны найти ошибку в написании и исправить ее.

В игре «Найди убежавшие буквы» одну букву в названии предмета пропускаем. Нужно попытаться прочитать слово и сказать, какая буква убежала, затем вписать недостающую букву.

Очень помогают на начальном этапе чтения различные кроссворды. Например, в кроссворде животные черчу кроссворд и нахожу картинки с изображением животных. Дети должны подумать, соотнести клеточки и количество букв в слове, затем написать его в клеточках.

Очень любят дети игру «Ежик». На "яблоках", «грибах» пишу буквы, которые образуют слова или имена, дети должны догадаться, что это за слово и прочитать его. Буквы расположены вразнобой. Кроме упражнения в чтении слов, эта игра способствует расширению поля зрения, развивает мышления, зрительное внимание.

Каждую букву вношу торжественно, у новой буквы «день рождения». Обыгрываем это событие: водим хоровод или поем букве песню. Дальше анализируем букву: гласная или согласная, звонкая или глухая, твердая или мягкая, придумываем слова, начинающиеся с этой буквы.

Само обучение проходит в форме путешествий в страну Волшебницы грамоты в Тридесятое царство, помогаем найти непослушные буквы, вернуть царевну, которую унес Змей Горыныч. На пути заветной цели помогаем сказочным героям: Бабе-Яге, двоечникам, царевне – Несмеяне. В ходе нашего сказочного «сказочного» путешествия делаем звуковой анализ слов, делим слова на слоги, читаем слоги и т. д.

Или Змей Горыныч унес непослушную, капризную принцессу и дети отправляются в путь, чтобы ее спасти. По дороге встречают колодец. Чтобы напиться нужно, отгадать кроссворды. Например, с именами сказочных героев. У Бабы-Яги нужно отгадать, как зовут ее любимого кота, и как называются любимые вещи Бабы-Яги (ступа, метла). Слова нужно составить из разрозненных слогов. Дальше помогаем потерявшимся словам найти свои домики (звуковой анализ слов) и т. д.

Таким образом, занятия проходят весело, легко и непринужденно.

В результате занятий дети к концу старшей группы понимают, что звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. Умеют различать гласные и согласные звуки, звонки и глухие, твердые и мягкие. Уверенно делят слова на слоги, умеют составлять схемы предложений, начинают читать слоги. Дети определяют и произносят первый звук в слове, называют слова с заданным звуком.

К концу подготовительной группы дети умеют соотносить звук и букву. Знают буквы алфавита, читают слоги и слова, умеют писать схемы предложений и составлять предложения по схеме. Пользуются грамматическим изображением звука (гласные – красный квадрат, согласные – зеленый или синий). К концу учебного года читают 98-99% детей группы.

Благодаря такому подходу к подготовке обучения грамоте, а именно использованию игровой методики, у детей пробуждается интерес к новым знаниям, знания глубже усваиваются и активно используются в самостоятельной деятельности. Таким образом, у детей кроме развития элементарных навыков чтения происходит всесторонне умственное развитие, развитие речи и творческих способностей.

Известный советский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти вперед развития и вести его за собой. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять развитие ребенка по нужному пути, регулируя этот процесс.

Данный подход к обучению грамоте не только учит читать. Но и развивает память, внимание, мышление, интерес к учебе. Воспитывает активного, самостоятельного, любознательного будущего школьника.

Когда дети уже начинают читать, часто использую ребусы, которые дети очень любят разгадывать. Очень детям нравится игра, в которой из букв длинного слова нужно составить как можно больше новых слов. Например, из слова – абрикосы: ас, рис, сыр, сок, оса, коса и т. д. Варианты слов для игры: гастроном, простокваша, командировка.

Игра «слоговое лото» также развивает внимание, мышление. Используя слоги, например, иг, ик, ля, из, ра, ба составить и записать как можно больше слов. Например, игра, икра, игла и т. Д.

Развить технику осмысленного чтения помогают развить игры, аналогичные игре «накормите зверей». Для игры нужны игрушки или предметные картинки с изображением зверей и птиц, и карточки с названиями еды (молоко, овес, пшено, рыба и т. д.). Дети по очереди открывают карточки, читают и выбирают подходящую еду. Аналогично проходят игры «Помоги сказочным героям» (спортсменам, артистам и т. д.).

Таким образом, я применяю игру, как основной метод обучения. С помощью игры делаем обучение увлекательным и жизненно важным для детей, развиваем воображение.

Я, обычно, работаю со старшими дошкольниками. К началу старшей группы многие дети знают буквы, но затрудняются в выделении звуков, не умеют делить слова на слоги, не могут сосчитать, сколько слов в предложении.

Проведение образовательной деятельности с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Проводя обучение чтению на основе игры – ведущей деятельности дошколят, мы используем в полной мере все возможности игровой деятельности для всестороннего формирования личности ребёнка, а возможности эти у игры просто безграничны!

Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте
Фото №1 Игровые методы подготовки Фото №2 Старшая группа старших дошкольников к Фото №3 Обучение грамоте
Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «Игровые подходы по обучению детей грамоте с использованием методики Д. Б. Эльконина» Организация непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (дети 5-6 лет) Автор конспекта НОД: Олейник Ольга Николаевна,.

Буклет «Использование игрового пособия «Волшебные бусины» при подготовки детей к обучению грамоте» Доброго утра всем я желаю, И мастер-класс свой начинаю. Тема моего мастер-класса: «Использование игрового пособия «Волшебные бусины» при.

Презентация «Формы и методы работы по обучению младших дошкольников Правилам Дорожного Движения»Презентация «Формы и методы работы по обучению младших дошкольников Правилам Дорожного Движения» «Формы и методы работы по обучению младших дошкольников Правилам Дорожного Движения». I. Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить вам.

Игры и игровые ситуации как средства развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Хорькова А. А. г. Челябинск, Россия, МБДОУ№106.

Использование метода проектов как один из факторов успешной подготовки дошкольников к обучению в школе «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» Р. Эмерсон. В своем опыте педагогической деятельности с.

Конспект по образовательной области «Речевое развитие» с элементами подготовки к обучению грамоте «Масленица». Часть2 Слайд 24 «Перетягивание каната». Петрушка: А вы умеете перетягивать канат? + Умеем. Петрушка: На команды разделитесь, силой слова померитесь.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

ТРИЗ «Игровые упражнения для старших дошкольников» " Нахождение внешних ресурсов". Ира потеряла варежки. Искала, искала, - не нашла, а на улице холодно, и до дома далеко. Как дойти до дома,.

Экскурсия как форма подготовки дошкольников к обучению в школе. ФотоотчетЭкскурсия как форма подготовки дошкольников к обучению в школе. Фотоотчет Экскурсия – как форма подготовки дошкольников к обучению в школе Лучше всего для дошкольника – настоящая экскурсия по школе, с возможностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте
Опубликовано: 9 марта 2019 в 15:44
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Алла Нарсеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД