Мария Воронухина
«Подготовка к обучению грамоте» Мастер класс для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Подготовка к обучению грамоте»
Воронухина Мария
Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте»
Цель: повысить знания родителей о подготовке к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Задачи:
Темочки:
- Мастер-классы для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- обучить приемам выделения звуков из ряда звуков, слогов и слов; элементарного звуко-слогового анализа и синтеза;
- вовлечь в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях по подготовке к обучению грамоте.
Ход
Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Как вы думаете, что должно входить в подготовку к обучению грамоте? (Ответы родителей.) Обычно подготовка начинается лишь по достижении ребенком 5-6 летнего возраста, то есть почти на пороге школы. Нам хотелось бы рассмотреть вопрос о готовности ребенка к школе с точки зрения логопеда, которому постоянно приходится заниматься далеко непростым делом выравнивания «огрехов» такой подготовки.
Дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте обычно выделяются среди своих сверстников, по мнению родителей, тем, что не выговаривают некоторые звуки, и поэтому не вызывают у них особой тревоги. Однако с началом школьного обучения часто обнаруживается полная несостоятельность этих детей. Они с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.
Для таких детей совершенно необходима разносторонняя, систематическая и своевременно начатая подготовка к школе. Поэтому очень важно выявить их еще в дошкольном возрасте и как можно раньше начать с ними целенаправленную работу.
Для успешного овладения процессами чтения и письма ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:
• развитая слуховая функция;
• достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений;
• хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом грамматическим строем, связной речью);
• развитая тонкая ручная моторика.
Сегодня мы поговорим о подготовке к обучению грамоте в рамках программы подготовительного дошкольного возраста.
Для того, чтобы усвоить буквы, ребенок прежде всего должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом. Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным зрительным образом буквы.
Ребенок должен слышать звук вначале слова, в конце слова, находить место звука в слове, осуществлять звуковой анализ и синтез слов, различать акустически близкие звуки.
I этап.
Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? Выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Предлагаемые игры:
"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл) :
"Разложи картинки" : подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
Предлагается следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о.
Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
В середине слова.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
Начинаем со звуков [м], [н], потому что:
Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Далее дети произносят звук сами. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы.) Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:
Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!
Написать букву в воздухе, на столе.
Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек.
Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов.
Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зимы).
Проводится с родителями звуковой анализ слова.
Символ слова - это полоска. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова: назвать количество звуков в слове; назвать звуки по-порядку; сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку; сколько согласных; назвать первый звук, последний, третий.
На следующем этапе ребенок составляет предложения.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.