Марина Аббакумова
Мастер-класс для педагогов на тему «Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс на тему : «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников.
Задачи мастер-класса : - Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. - -Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. - Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
СЛАЙД 1 (выбрать 4 человека, налить везде воду, открыть минеральную воду)
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление с китайской пословицы:
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Уважаемые коллеги! Я хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности по экологическому воспитанию на тему : «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников». А именно, поделиться опытом практической деятельности кружка «Юный эколог».
СЛАЙД 2
Я покажу Вам некоторые виды экспериментирования с природными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Так как дети очень любят играть и слушать сказки, все опыты будут представлены через сказку, которая называется «Путешествие утят». Но прежде чем отправиться в путешествие, предлагаю нам с вами перевоплотиться в утят.
-Встаньте в круг и закройте глаза.
СЛАЙД 3
(одеваю маски всем участникам) - Открывайте глаза.
- Посмотрите, в каких красивых утят мы превратились!
- Готовы отправиться в путешествие и узнать новую сказку?
СЛАЙД 4
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утята. Некоторые из них были очень любопытные. Однажды им захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и они пошли познавать мир.
Встали утки ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою — хлопок.
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу.
СЛАЙД 5
Проходили утята мимо небольшого пруда, решили немного поплавать. И узнали, что на поверхности водоема вода теплее, чем на глубине.
-Очень дружно кря - кря-кря
Мы шагаем до стола
- Уважаемые коллеги, проходим к столу под номером 1.
СЛАЙД 6
Опыт № 1 «Вода разной температуры»
- Уважаемые коллеги, хочу сразу обратить ваше внимание на то, что данный опыт я демонстрировала детям сама и объясняла свойства воды, так как все нужно выполнять максимально аккуратно.
- Перед вами четыре стакана с водой.
СЛАЙД 7 В два стакана с холодной водой, которые стоят справа, при помощи кисточки добавляем темную краску, пока вода не окрасится в цвет. А в стаканы с теплой водой, которые стоят с левой стороны, добавляем светлую краску.
СЛАЙД 8 Берем стакан с холодной водой и ставим на пустую тарелку.
СЛАЙД 9 Теперь карточкой накрываем один стакан с теплой водой, и аккуратно переворачиваем. И ставим на стакан с холодной водой. Стараясь сделать так, чтобы края стаканов сходились.
СЛАЙД 10 Очень аккуратно и медленно вытаскиваем карточку, при этом придерживая верхний стакан, чтобы он не съезжал со стакана с холодной водой.
СЛАЙД 11 Как видите, холодная и горячая вода не смешивается. Это происходит потому, что тепло стремится вверх, а холод – вниз. И горячая вода имеет меньшую плотность, чем холодная.
СЛАЙД 12 Теперь сделаем этот опыт наоборот – вниз ставим стакан с теплой водой, а карточкой накрываем стакан с холодной водой и переворачиваем на стакан с теплой водой. Как видите, вода смешалась! Это произошло, потому что холодная вода стремилась вниз, а горячая – вверх. И в ходе этого стремления они смешались.
- Молодцы! Вот утята и узнали, почему вода на поверхности пруда теплее, чем на глубине.
СЛАЙД 13
- Потом утята увидели, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
-Нужно нам идти вперед
И узнать, что произойдет!
- Проходим к столу под №2
СЛАЙД 14
Опыт № 2 «Рыбки»
Возьмите бутылку минеральной воды и налейте в стаканы чуть больше половины и бросьте в стакан виноградинки.
- Что происходит с виноградом? Он то всплывает, то опускается на дно.
СЛАЙД 15 - Это происходит потому, что виноградинка чуть тяжелее воды и опускается на дно. Но на нее тут же начинают садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики.
СЛАЙД 16 Вскоре их становится так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопаются, и газ улетает. Отяжелевшая виноградинка вновь опускается на дно. Здесь она снова покрывается пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Вот утята и увидели, что воздух легче воды, поэтому поднимается на поверхность, увлекая за собой предметы. По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.
СЛАЙД 17
Прошло немного времени, и утята отправились дальше познавать окружающий мир.
- Продолжаем мы шагать
мир огромный познавать
- Проходим за третий стол.
СЛАЙД 18
Опыт №3 «Сухим из воды»
-Что означает «выйти сухим из воды»? (без потерь и ущерба выйти из сложной, неприятной ситуации)
- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Ваши варианты. Как вы думаете? - Сейчас мы с вами попробуем.
СЛАЙД 19 - На дно маленького пустого стакана приклеиваем мягкий пластилин.
СЛАЙД 20 - И опускаем туда салфетку, стараясь ее немного примять и приклеить к пластилину. Переворачиваем стакан вверх дном, проверяя, чтобы салфетка не выпадала из стакана.
СЛАЙД 21 И погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан, пока он не скроется под водой.
СЛАЙД 22 Далее поднимаем его из воды, даём ей немного стечь. Достаем салфетку. Определите, намокла ли салфетка или не намокла, Оказывается, в стакане воздух. Он не пропустил воду и не дал салфетке намокнуть.
А если стакан немного наклонить, то воздух выйдет и салфетка станет мокрой.
СЛАЙД 23 Давайте попробуем. Переворачиваем стакан и медленно! погружаем его в воду под большим наклоном. И так, что же произошло? Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода и салфетка намокла.
- Хорошо, Молодцы! Вот вы и доказали, что сухим из воды выйти можно, и что воздух есть везде – даже в пустом стакане!
СЛАЙД 24
Пока утята возвращались домой с прогулки, на небе стали появляться первые яркие звезды!
-Вот и мы сейчас пойдем,
Свои звездочки зажжем! (К столу под №4)
СЛАЙД 25
Опыт 4 «Звезда»
Сейчас мы с вами попробуем сделать звезду из пяти деревянных палочек, которые нужно аккуратно надломить по - середине.
СЛАЙД 26 Выкладываем на тарелке палочки как изображено на слайде.
СЛАЙД 27 Теперь набираем немного воды в ложку и капаем в центр. Наблюдаем за эффектом! Как видите, они начинают постепенно перемещаться, раскрываться!
- Посмотрите, что же у Вас получилось?
СЛАЙД 28 Это не только вода вытесняет деревянные палочки, а когда она проникает в волокна древесины, капилляры набухают и уже не могут так легко сгибаться, как сухие, и распрямляются. А раскрывшиеся деревянные палочки и образуют звезду.
- Умницы! Какие замечательные звезды у вас получились!
СЛАЙД 29
- А тем временем, утята очень устали за время своего путешествия, и вернулись домой на птичий двор. Им так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир, что они поспешили поведать обо всём жителям птичьего двора
-Ну и нам пора вернуться
Не грустить, а улыбнуться!
-Встаньте в круг и закройте глаза.
СЛАЙД 30
(Снимаю маски всем участникам)
- Открывайте глаза. Вот и закончилось наше познавательное путешествие, и мы вернулись в детский сад.
- Присаживайтесь.
СЛАЙД 31
-Уважаемые коллеги, какое открытие Вы сделали для себя? Какой из представленных опытов вызвал у Вас наибольший интерес?
-Вызвало ли у вас желание использовать подобные опыты в своей работе?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту и активное участие!
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
-Уважаемые коллеги!
Желаю Вам успеха в развитии интереса у детей
к исследованию природы!