Бурцева Алена Семеновна
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов»
МБДОУ №13 «Светлячок» Бурцева А. С. Шестакова В. М.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Одной из важнейших функций, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка, является восприятие. Восприятие определяется как целостное отражение в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом. Восприятие тесно взаимосвязано с речью. На ранних этапах развития ребенка восприятие является той базой, на которой формируется речь. В свою очередь речь, включаясь в процесс восприятия, качественно перестраивает его, делает произвольным, дифференцированным, устойчивым.
Зрительное восприятие является также важнейшей предпосылкой, позволяющей ребенку успешно овладеть грамотой. Поэтому, формирование у дошкольников полноценного зрительного восприятия становится важной частью коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
В логопедической практике при знакомстве с новым словом наиболее часто используется показ соответствующей картинки. Однако этот метод не всегда эффективен, так как лишает ребенка возможности активно действовать с предметом, не позволяет воспринять весь спектр свойств предмета (например, тактильных, кроме того, у детей с речевыми нарушениями может отмечаться нарушение перцептивной деятельности и не сформированность предметных образов. Полноценного усвоения слова в этом случае не произойдет.
У детей с нарушениями речи необходимо совершенствовать процесс восприятия, формировать зрительные образы предметов, учить их целенаправленно, активно действовать с предметами.
Формирование и развитие у детей с нарушениями речи словесных понятий должно опираться на создание базы речи, чувственной основы слова. Такая работа предусматривает развитие разных видов восприятия: зрительно-предметного, зрительно-пространственного, слухового, тактильного. С детьми с речевыми нарушениями необходимо работать над точностью, дифференцированностью, обобщенностью восприятия, над расширением его объема.
Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
Повышение компетентности педагогов по развитию речи, творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов.
2. Рассказать участникам мастер – класса, как познакомить детей с новой дидактической игрой.
3. Закрепить умения педагогов применять полученные знания в практике.
Предлагаемые результаты для воспитателей:
1. Овладение некоторыми приёмами использования в работе дидактических игр.
2. Умение замечать и принимать индивидуальные особенности детей.
3. Умение быть активным соучастником ребёнка в его игровой деятельности.
4. Расширение знаний, касающихся дидактических игр и игровых приёмов.
5. Умение педагога применять партнёрскую позицию в игровой деятельности ребёнка.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры и игровых приёмов.»
- Дидактическая игра «Узнай, кто где живет?»
Сценарий проведения мастер – класса.
Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются дидактические игры и игровые приёмы. Главная их особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими. Педагоги в дошкольных учреждениях знают, что такое «сензитивный период». В своем дошкольном возрасте ребенок как губка впитывает все новое и неизведанное. Самое главное – найти правильный умело подобранный ключик, чтобы этот маленький человечек раскрылся.
Также мы все хорошо знаем, что ведущая деятельность в этом возрасте – это ИГРА. Ребенок должен познавать, проживая в своем привычном мире среди своих кукол и сказок.
Занимательность игровой деятельности делает более привлекательной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового дейстия активизирует все психические процессы и функции ребенка среднего и старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс, игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка.
Дидактическая игра «Узнай, кто где живет?»
Цель игры: Закрепить место обитания животных (лес, тундра, Африка, горы,пустыня, Арктика, домашние питомцы) развивать внимание, память речь, мелкую моторику рук, учить делить животных по группам на животных обитающих в лесу, на домашних питомцев. Пополнить словарный запас ребёнка, умения составлять словосочетание к умению строить целое предложение.
Для игры мы использовали картинки из интернета.
1. Некоторые картинки отсканировали из старых журналов
2. Обработали картинки в программе Photoshop.
Вот что у нас получилось:
7 картинок формата А 4 которые перед игрой мы распечатали и ламинировали. На каждой картинке нарисовано по одному изображению.
Эти картинки служат ориентиром …Например как Арктика,Тундра, пустыня, горы, лес и домашний двор…
50 маленьких картинок животных распечатали, вырезали и ламинировали, поклеили липучки для того чтобы дети могли их прикрепить самостоятельно к этим картинкам. Из этих карт-рисунков можно придумать очень много игр. «Кого не хватает», «Опиши зверя», «Покажи как он ходит» итд.
Создание условий для умения находить и называть дом, где живут животные, птицы, насекомые….
Ход игры: Педагог может начать обучению игры как индивидуально, так и подгруппами по 4-6 человек. Для того чтобы было удобно начать работать с детьми необходимо проанализировать их ЗУНы. Используя загадки или небольшие стишки, педагог начинает разучивание игры. Дети должны самостоятельно догадаться и сказать, о ком идет речь, а так же правильно назвать обитаемую среду заданного объекта. Воспитатель загадывает детям загадки о животных, предлагает детям рассмотреть картинки животных.
-Давайте вспомним,кто живет в лесу,а кто в доме,у человека?Поселим животных в свою среду.
Эта игра развивает познавательный интерес ребенка к животному миру на земле, а так же очень хорошо развивает логику.
Ребенку нужно мало того, запомнить загадку и ответить на неё, ё ще к тому же пояснить: «почему он так решил?» для детей у которых есть какие либо задержки речевого развития – это даётся очень не легко, поэтому здесь педагог не должен торопить ребенка с ответом и может быть даже помочь ему сформулировать полный ответ, для того чтобы ребенок не потерял интерес к данной игре.
Благодаря использования дидактических игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста в игровой форме.
Игра поможет обогатить активный словарь, развить связную, грамматически правильную, диалогическую речь, создать эмоционально комфортную образовательную среду в детском саду, сформировать стремление активно общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.
Во время составления рассказов и сказок по сюжетным картинкам дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, учатся строит предложения, развивать связную речь, логику, мышления. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общении с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания. Правильно и четко сформулировать вопрос, договорится со сверстниками.
Наряду с формированием у детей знаний о предметах окружающего мира и их принадлежности к животному и неживому, проводится работа, направленная на обогащение чувственного опыта дошкольников. Основой такой работы служат организованные наблюдения за качествами и свойствами объектов и явлениями природы их изменениями, а также фиксирование их в словесных высказываниях и закрепление в продуктивных видах детской деятельности (на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации, лепке и конструированию).
Особенность данного пособия – это многфункциональность и доступность в использовании. Состоит из карт-рисунков, данное пособие можно еще назвать пособием-трансформером. Карты-рисунки могут использоваться во всех видах образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в совместной организованной деятельности. Перед детьми меняется тематика, ход игры, данное пособие способствует формированию познавательной мотивации детей к познанию культуры и традиций народа. Карты - рисунки могут изменяться в зависимости от времени года, от темы, от желания детей. Дети наглядно и в ходе практических действий начинают узнавать среду обитания разных животных.