Светлана Калёнова
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «ЖУРАВУШКА»
Стендовый доклад
"Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники"
Авторы: воспитатель высшей квалификационной категории Калёнова С. Ю,
воспитатель высшей квалификационной категории Зидаина И. Н.
г. Бердск, 2018
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование его монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине.
Взяв в основу мнение великих педагогов, понимая эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы используем в работе по обучению детей связной речи методы и приемы мнемотехники.
Перед собой мы поставили цель: развитие связной речи и творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование метода мнемотехники.
Для реализации поставленной цели определили для себя следующие задачи:
• Развивать речь, обогащать словарный запас детей.
• Развивать у детей умение составлять рассказы, загадки, заучивать стихотворения, потешки с помощью графической аналогии.
• Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения, рассказы и сказки.
• Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.
• Закреплять умение устанавливать ассоциативные связи и выстраивать логичный рассказ.
• Совершенствовать монологическую речь детей при составлении описательных рассказов по опорным таблицам – схемам.
• Развивать у детей творческие способности через умение решать изобретательские задачи сказочного, игрового, этического, экологического характера.
• Развивать у детей восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение.
На основе использования приемов мнемотехники мы подобрали разнообразные дидактические игры, направленные на увеличение словарного запаса детей, на развитие умения подбирать подходящие по смыслу определения, на умение составлять описательные рассказы, передавать связно и выразительно художественный текст, на составление сказок, творческих рассказов.
Игра "Какая сказка спряталась?"
Цель: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Ход игры: разрезать две мнемосхемы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать схемы сказок и рассказать любую сказку.
Игра "Копилка слов"
Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.
Ход игры: дети «собирают» новые слова в копилку, т. е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.
Игра "Коллаж"
Цель: обогащение словаря, развитие навыка составления описательного рассказа, навыка установления ассоциативных связей, представлений детей об окружающей действительности, развитие памяти.
Ход игры: ребенок, опираясь на зрительный план (коллаж) составляет свой рассказ, устанавливает ассоциативные связи между предметами и картинками.
Таким образом, комплексный подход к развитию связной речи у детей дошкольного возраста дает положительный результат и свидетельствует об эффективности применяемого способа мнемотехники. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний, развиваются психические процессы - память, внимание, образное мышление, воображение, творческое мышление, повышается качество связной речи, что определяет готовность ребенка к школьному обучению.