Ольга Чебыкина
Мастер-класс «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами Sand Art»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая часть:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами Sand Art».
Рисование песком, песочная анимация, Sand Art - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным.
Публикация «Мастер-класс „Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами Sand Art“» размещена в разделах
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок. Прекрасное занятие для детей и взрослых. Работа с песком способствует расслаблению и снятию напряжения, помогает развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. Психологи утверждают, что песок забирает негативную энергию, снимает напряжение, способствует расслаблению, несет гармонию и успокоение
Рисунок песком - это не только развлечение для ребенка, сама текстура песка дает возможность для развития у детей тактильных ощущений, координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков, что напрямую связано с развитием речи. Рисуя двумя руками одновременно, происходит развитие обоих полушарий головного мозга.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море.
Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического и художественного восприятия. Рисование песком - это своего рода релаксация. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, переживания.
По мере освоения техники рисования песком, обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке эмоции, дает свободу, вселяет уверенность. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать заново.
Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий и воображений. В процессе работы развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков саморегуляции.
Ребенок неуверенный в себе, с низкой самооценкой, не боится делать ошибки, разрешает себе творить и фантазировать, раскрывает свой внутренний мир - прекрасный и сказочный. С этой же целью, рисование на песке показано детям с ОВЗ.
Работать за световым столом рекомендуется стоя, т. к. вертикальное положение тела, во время работы, предоставляет возможность двигаться более свободно и действовать раскованно. К тому же такая поза лучше выражает сконцентрированное внимание, что особенно полезно беспокойным детям с нарушенной концентрацией внимания.
В зависимости от возраста, при работе с песком, можно использовать сказки, стишки, рассказы для самых маленьких. Детям нравится слушать истории, помогать героям, участвовать в придумывании сказки.
1.Практическая часть:
- В практической части мастер-класса я вас познакомлю с приёмом, который помогает преодолеть дошкольнику страх перед школой. Для этого мне понадобится один участник мастер-класса, который согласится примерить на себя роль такого дошкольника. (Выбор участника).
- Для начала познакомимся с материалом, с которым мы сегодня будем работать, с помощью чего мы будем рисовать – это песок.
- Положи руки на песок и потрогай его. Мне приятно, а тебе?
- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А ты что чувствуешь?
- Песок какой?
- Для того чтобы начать рисовать нам необходимо, рассыпать песок по экрану – создать фон.
- Берём столько песка, сколько помещается в руку, и засыпаем тонким слоем. Руки не останавливаются, а находятся в постоянном движении. Стараемся равномерно засыпать поверхность.
- Сейчас мы нарисуем с тобой школу, в которую тебе предстоит пойти 1 Сентября.
- Начинай, а я тебе буду помогать, если тебе понадобится моя помощь. (Участник рисует на световом столе школу)
- Посмотри что тебе не нравится в твоём рисунке? Что бы ты хотел изменить?
- А что можно поменять, чтобы изменить твой рисунок? (Ответ участника)
- Давай исправим.
- Теперь тебе всё нравится в рисунке? (Корректируем до тех пор, пока ребёнка не начнёт всё устраивать)
- Покажи где находишься ты? (Анализируя ответ ребёнка, сделать вывод, продолжать коррекцию или в этом уже нет необходимости).
Во время работы над исправлениями чаще обращать внимание ребёнка на то, что рисунок из песка и его очень легко изменить (стереть, дорисовать, сдуть там где не нравится) и в этом ничего страшного нет.
Ребёнок должен понять, что ошибаться не страшно. А если уже произошла ошибка, то её легко можно исправить.
2. Рефлексия:
- Что нового вы для себя узнали?
- Понравилось ли вам работать с песком на световом столе?
- Взяли ли вы себе что-то на заметку из практической части мастер-класса?
Всех благодарю за внимание, а участников за работу!