Ирина Чеглакова
Психологическая одаренность детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей её свежести и первозданности; каждыйдень они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом».(П. Вайнцвайг)
Творческая деятельность позволяет в полной мере раскрыть природные способности, найти свое место в жизни, ставить значимые цели и достигать их. Раннее начало занятий по развитию творческих способностей делает все последующее обучение в школе и ВУЗе осознанным, выбор профессионального пути неслучайным, обдуманным, вырабатывает потребность в творческой и исследовательской работе. Поэтому на дошкольном этапе развития ребенок должен в полной мере проявить свои творческие способности.
Публикация «Психологическая одаренность детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Средняя группа
- Темочки
Творческая деятельность позволяет в полной мере раскрыть природные способности, найти свое место в жизни, ставить значимые цели и достигать их. Раннее начало занятий по развитию творческих способностей делает все последующее обучение в школе и ВУЗе осознанным, выбор профессионального пути неслучайным, обдуманным, вырабатывает потребность в творческой и исследовательской работе. Поэтому на дошкольном этапе развития ребенок должен в полной мере проявить свои творческие способности.
Цель данной работы: исследование одаренности детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: детская одаренность. Предмет исследования: одаренность детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза: коррекционно-развивающая программа будет способствовать развитию творческих способностей дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. провести теоретико-методологическое исследование проблем детской одаренности;
2. провести исследование творческого мышления детей младшего дошкольного возраста и осуществить анализ;
3. разработать и апробировать коррекционно-развивающей программы работы с дошкольниками.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. провести теоретико-методологическое исследование проблем детской одаренности;
2. провести исследование творческого мышления детей младшего дошкольного возраста и осуществить анализ;
3. разработать и апробировать коррекционно-развивающей программы работы с дошкольниками.
«Методика «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немова предназначена для диагностики творческих способностей и выявления одаренности детей.
Ребенку давали лист бумаги, набор карандашей и предлагали придумать и нарисовать что-нибудь необычное. На выполнение задания отводится четыре минуты. Коррекционно-развивающая программа предусматривает проведение 7 занятий со всей группой детей и последующего повторного тестирования с группой детей, показавшие низкий уровень развития творческих способностей для проверки эффективности данной программы.
В коррекционно-развивающей программе заложены упражнения, направленные на то, чтобы дети не скучали во время занятий.
1) У детей не возникло трудностей перед выполнением задания, они живо принялись за его выполнение.
2) Каждый из испытуемых изображал то, что ему хотелось.
3) Можно отметить так же красочность рисунков, что говорит о положительном настроении в то момент. Развитие и формирование творческих способностей в дошкольном возрасте характеризуется такими качествами как богатство образов и направленность. Детский возраст считается самым благоприятным периодом для развития творческих способностей. Но благоприятное формирование и развитие творческих способностей возможно при создании определенных условий и при использовании определенных методов и приемов. Результаты проведенной экспериментальной работы позволяют говорить о том, что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях, что подтверждает гипотезу, которая была высказана нами в начале данной работе. Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т. ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетка. Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка. В результате проведенного исследования одаренности детей младшего дошкольного возраста цель достигнута. Гипотеза коррекционно-развивающей программы развития творческих способностей дошкольников доказана