Татьяна Анатольевна Виткова
Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста
Автор опыта: Виткова Татьяна Анатольевна,педагог-психолог высшей квалификационной категории
МБДОУ № 11 «Родничок» города Тихорецка, 2016 год
Содержание:
1. Литературный обзор состояния вопроса.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта (глоссарий).
Публикация «Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
2. Условия ДОУ и психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого
педагогического опыта.
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
3.2. Актуальность педагогического опыта (решение в представленном опыте задач, сформулированных в стратегических документах по развитию системы образования).
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
3.4. Результативность педагогического опыта (мониторинг результативности, описание положительных педагогических эффектов).
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта ( аналоговый анализ образовательного продукта: перечень материалов, аналогичных предлагаемому опыту, сопоставление и отличие представляемого опыта от аналогов).
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта (описание необходимых и достаточных педагогических и материально-технических условий реализации данного опыта в практической деятельности, ресурсное обеспечение, финансово-экономическое обоснование внедрения образовательного продукта, описание возможных сложностей при использовании представленного образовательного продукта, пути их преодоления).
4. Выводы.
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».
Д. Лессинг.
1. Литературный обзор состояния вопроса.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
Методологическую основу моей работы составили положения о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребёнка (Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин и др.); положение об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формальных языковых средств (Т. В. Ахутина, Н. И. Жинкин и др.); научные представления о пространстве и развитии пространственных представлений у детей (Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Венгер и др.); положения о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии (Л. С. Выготский, в том числе детей с тяжелыми нарушениями речи.
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.
Общий стаж моей работы педагогом-психологом уже больше 25 лет. Моё высшее дошкольное образование привело меня в детский сад более 30 лет назад. Первые 7 лет я работала воспитателем, психологом в детском саду. Но с 1993 года я работала с подростками и юношами в школе и техникуме. Возвращение в детский сад на новом уровне произошло больше 2 лет назад. Вот уже третий год я снова работаю в детском саду педагогом-психологом. Опыт работы с более старшими детьми и их родителями стал очень полезным для лучшего понимания психологических проблем детей дошкольного возраста. Восприятие развития детей-дошкольников стало объёмным и полным.
За это время я уже составила и апробировала две рабочие программы. Обе имеют положительные рецензии, участвовали в краевом конкурсе психолого-педагогических программ, в 2014 году моя программа «Феникс» была участником краевого тура конкурса, а программа «Будь здоров, малыш» стала лауреатом краевого конкурса в 2015 г. По роду деятельности много внимания мне приходится уделять детям с нарушениями речи в комбинированных группах и группах компенсирующей направленности.
С самого начала я начала собирать стимульный материал, упражнения, игры для коррекционно-развивающей работы с детьми, так как все дети групп компенсирующей направленности имеют снижение уровня развития познавательной сферы и рекомендации ПМПК по её коррекции, развитию. Данная работа обобщает эти наработки.
Актуальность опыта в настоящее время.
В представленном опыте описан мой путь работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи и их подготовки к школе. Для большинства детей подготовительная группа - это второй или третий год обучения в группе компенсирующей направленности. Их речь и познавательные способности уже существенно улучшились по сравнению с первым годом обучения. Программа помогает целенаправленно и систематично продолжать коррекцию и развитие памяти, внимания, мышления. В программе учтён принцип «от простого к сложному», принцип индивидуального отношения к каждому ребёнку, принцип достаточной нагрузки и темпа умственной работы ребёнка-дошкольника.
Актуальность программы определяется соответствием материалов:
•социальному заказу государства, общества;
•Закону об образовании РФ;
•региональной образовательной политике;
•передовым идеям современной педагогики и психологии;
•профессиональным интересам педагогической общественности.
Так же актуальность программы отражается в хороших результатах развития детей, в чем заинтересованы родители и воспитатели, а также это в интересах самих детей (даже если в этом возрасте они этого не осознают в полной мере).
Выготский Л. С. писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». Нарушения речи рассматриваются психологами и педагогами в тесной связи с умственным развитием ребёнка, поэтому коррекции и развитию познавательной сферы я в своей работе уделяю приоритетное значение.
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционное направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу - до 60 % от всех детей старшего дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии. У детей групп с нарушениями речи при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети чаще всего становятся неуспевающими, неудачливыми учениками.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Глоссарий по теме «Познавательные процессы у детей»
Специфические или собственно познавательные - это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.
Среди специфических процессов обычно рассматриваются:
Ощущения - процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений; они являются продуктом работы пяти органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;
Восприятия - результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создастся целостный образ предмета, явления, человека. Для обозначения этого понятия используется и термин «перцепция» (от лат. perception — представление, восприятие);
Мышление - высший уровень отражения действительности, свойственный только человеку, результатом которого является обобщенное знание объективной реальности, выявление наиболее существенных признаков предметов и явлений. Основными инструментами мышления выступают : понятия, суждения и умозаключения. Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении;
Внимание помогает отбирать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и сохраняет постоянный контроль за их реализацией;
Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего;
Воля - это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические.
2. Условия ДОУ и психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Родничок» г. Тихорецка расположено в городе Тихорецке по улице Калинина,103в в густонаселённом районе многоквартирных жилых домов. Состоит детский сад из большого 2-х двухэтажного здания и новой модульной современной постройки на 2 группы. В детском саду работают: 12 групп общеразвивающей направленности, 3 комбинированные, 1 группа выходного дня, 1 группа кратковременного пребывания, 2 группы семейного воспитания, 2 группы для детей с общим недоразвитием речи. Две группы компенсирующей направленности находятся одном групповом помещении.
Всего в 2015-16 уч. году в детском саду 19 групп, на 365 детей. В детском саду оборудованы кабинеты музыкального руководителей, 1 педагога-психолога, 2 учителей-логопедов, 3 музыкальных руководителя, медицинский и методический кабинеты. Спортивный и музыкального совмещен. Территория детского сада обильно озеленена, благоустроена, имеются открытые веранды, летняя спортивная площадка для подвижных игр и занятий детей.
За основу педагогического опыта я беру свой опыт работы в двух группах компенсирующего развития для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Речецветик» и «Звёздочки», общее количество - 32 ребёнка, из которых один ребёнок-инвалид с речевым диагнозом («экспрессивное расстройство речи») и один с диагнозом СДВГ. У всех 100 % детей групп общее недоразвитие речи 1,2,3 уровня, нарушение звукопроизношения, нарушения в познавательной сфере – снижение внимания, восприятия, памяти, мыслительных функций, воображения.
Первичная диагностика детей группы в начале учебного года показывает разной степени отставание в запоминании, воспроизводстве материала, внимании, снижение общего кругозора, функций обобщения, классификации, сравнения. Результаты текущей и итоговой диагностики показывают стабильно положительную динамику развития детей обеих групп (данные диагностики прилагаются).К обобщению опыта подтолкнул запрос воспитателей, родителей и результаты собственных наблюдений за детьми. Ни одна из имеющихся в настоящее время в России психолого-педагогических программ не могла использоваться целиком так как не соответствовала моим условиям. Необходимо было адаптировать под себя и создать свой программный материал. Апробация представленного стимульного материала в группах компенсирующей направленности проводилась 2 учебных года. По итогам работы педагога-психолога с детьми подготовительной подгруппы за учебный год все познавательные способности детей имели положительную динамику развития. По результатам обследования на ПМПК дети подготовительных групп ушли в школу с показателями «возрастная норма».
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте. Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребё нка-дошкольника, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий;
- отбирать доступные способы решения поставленной задачи;
- добиваться результата и анализировать его.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, речевой, наглядный и т. д., связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка. Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:
1) в совместной познавательной деятельности детей с педагогом;
2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Что может сделать педагог-психолог ДОУ в сотрудничестве с родителями и воспитателями для развития познавательного интереса дошкольников :
-развивать познавательный интерес в рамках всех занятий,
-использовать методы и приёмы, направленные не только на передачу знаний ребёнку (перенасыщение информацией, без учёта подготовленности дошкольников, а необходимо активизировать процесс освоения знаний
-использовать блоково-тематическое планирование,
-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме
-использовать методы, обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение «чего я хочу узнать», формировать представления о значимости некоторых открытий,
-рассматривать детские энциклопедии и книги,
-использовать приёмы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте,
«Я не знаю» (поиск информации с родителями по книгам, фотографиям,
- обмена информации «Я сегодня узнал (а)»,
-коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности,
-сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность,
-создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности».
Педагогические условия, направленные на формирование познавательного интереса :
-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач,
-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта,
-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей,
-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса,
-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий
-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми
-«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств,
-отношение между педагогом-психологом и воспитанником становятся сотрудничеством,
- человек рассматривается как сложная саморазвивающиеся система. Признаётся его уникальность, неповторимость личности в траектории его индивидуального развития,
-смещается целевые установки образования на создание условий и помощь в развитии личности ребёнка в целом (цель не столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре,
-изменяется позиция и место ребёнка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать становлению личности реализующей ценности в жизни.
Методы: НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
– наблюдение за человеком, событием, явлением природы;
– рассматривание картин;
– демонстрация кинофильмов, видеофильмов;
– некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия.
НАБЛЮДЕНИЕ – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
–репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.
НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД: ДЕМОНСТРАЦИЯ КИНОФИЛЬМОВ, ВИДЕОРОЛИКОВ, СПЕКТАКЛЕЙ в образовательной работе помогает решению двух больших задач:
1) расширение знаний детей и развитие их речи;
2) воспитание культурного собеседника, зрителя, слушателя, ценителя, способного к глубокому восприятию.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
К группе практических методов обучения в детском саду относятся:
- упражнения;
- эксперимент;
- игровой метод;
В завершении каждого занятия все дети награждаются дифференцированно за старательность и успехи. Поощрением может быть наклейка, небольшой приз по итогам месяца, «наградной» лист, грамота, рассказ перед группой о достижениях ребёнка, просто искренняя похвала, анализ его усердия и работы. Любое из поощрений намного усиливает вклад ребёнка в процесс, дети очень любят, когда их хвалят и награждают.
3.2. Актуальность педагогического опыта (решение в представленном опыте задач, сформулированных в стратегических документах по развитию системы образования) определяется соответствием материалов, предлагаемых в качестве ППО:
•социальному заказу государства, общества;
•Закону об образовании РФ;
•региональной образовательной политике;
•передовым идеям современной педагогики и психологии;
•профессиональным интересам педагогической общественности.
Представленный опыт работы обобщает наработки по систематизации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми групп компенсирующей направленности. Динамика развития детей наблюдаемых групп активно положительная, большинство детей подготовительной группы имеют заключение ПМПК «возрастная норма» на момент поступления в школу. Это означает, что систематическая работа по программе коррекции и развития внимания, памяти, мышления, воображения в конечном итоге влияет на развитие речи и в целом улучшает психическую организацию и активность детей.
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам.
Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут знакомиться с понятными ему общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Познавательная активность.
Условия её формирования и развития.
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень.
Определив необходимость работы по развитию познавательной активности дошкольников, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать в коррекционно-развивающей группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов.
2. Разработать и апробировать конспекты занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации; ввести в обучение интегрированные занятия.
3. Создать серию развивающих и дидактических игр.
4. Использовать в работе задания творческого характера.
5. Широко использовать в работе такие методы обучения как опыт и эксперимент.
6. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания психолого-педагогической помощи детям. И мне хотелось создать систему работы, приемлемую для конкретно моих условий детского сада, в которой бы научно были разработаны планы, схемы занятий, где были бы учтены и возрастные, и индивидуальные особенности детей и их потребности. Для этого я переработала огромное количество разных программ, комплексов занятий, чтобы создать свой вариант, удобный для использования в моём ДОУ.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. Поэтому занятия проводятся подгруппами детей (5-7 человек) и индивидуально, что позволяет уделить каждому ребёнку максимум внимания и выявить актуальные точки роста. Занятия не носят строго регламентированного характера, а неформальных игровых встреч, тренинга.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Определяется через наличие следующих элементов:
• усовершенствования отдельных элементов опубликованных методик,
• удачной комбинации элементов других авторских методик.
В предлагаемом педагогическом опыте автором представлены конспекты занятий, несколько разных программ развития познавательной сферы ребё нка-дошкольника, материалы выступления педагога-психолога на педсовете по теме «Диагностика в ДОУ», сводные материалы по динамике развития детей испытуемой группы, что позволяет комплексно подойти к теме. Новизна в работе в системе планирования и подборе комплексов игр развивающего и коррекционного характера.
За годы работы я отредактировала свои занятия и апробировала максимально удобное и полезное сочетание разных видов деятельности дошкольников.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта (описание необходимых и достаточных педагогических и материально-технических условий реализации данного опыта в практической деятельности, ресурсное обеспечение, финансово-экономическое обоснование внедрения образовательного продукта, описание возможных сложностей при использовании представленного образовательного продукта, пути их преодоления) определяется через наличие возможности воспроизведения данного опыта и его отдельных элементов педагогами других образовательных учреждений.
Все коррекционно-развивающие материалы, представленные в данном опыте, можно легко воспроизвести специалистом педагогом-психологом в ДОУ для работы с детьми-дошкольниками при наличии даже небольшого опыта работы и желания иметь высокие результаты своего труда. Предлагаемые программы можно при желании творчески адаптировать, дополнять и усовершенствовать в зависимости от конкретных условий детского сада и группы.
4. Выводы. Предлагаемый опыт работы описан подробно, ёмко, полно, популярно и научно. Рекомендуется для использования коллегами-психологами и педагогами ДОУ в системе коррекционно-развивающей направленности дошкольного воспитания.