Папки-передвижки

Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста

Татьяна Анатольевна Виткова
Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста

Автор опыта: Виткова Татьяна Анатольевна,педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБДОУ № 11 «Родничок» города Тихорецка, 2016 год

Содержание:

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта (глоссарий).

Публикация «Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Условия ДОУ и психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого

педагогического опыта.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

3.2. Актуальность педагогического опыта (решение в представленном опыте задач, сформулированных в стратегических документах по развитию системы образования).

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

3.4. Результативность педагогического опыта (мониторинг результативности, описание положительных педагогических эффектов).

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта ( аналоговый анализ образовательного продукта: перечень материалов, аналогичных предлагаемому опыту, сопоставление и отличие представляемого опыта от аналогов).

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта (описание необходимых и достаточных педагогических и материально-технических условий реализации данного опыта в практической деятельности, ресурсное обеспечение, финансово-экономическое обоснование внедрения образовательного продукта, описание возможных сложностей при использовании представленного образовательного продукта, пути их преодоления).

4. Выводы.

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д. Лессинг.

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

Методологическую основу моей работы составили положения о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребёнка (Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин и др.); положение об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формальных языковых средств (Т. В. Ахутина, Н. И. Жинкин и др.); научные представления о пространстве и развитии пространственных представлений у детей (Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Венгер и др.); положения о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии (Л. С. Выготский, в том числе детей с тяжелыми нарушениями речи.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

Общий стаж моей работы педагогом-психологом уже больше 25 лет. Моё высшее дошкольное образование привело меня в детский сад более 30 лет назад. Первые 7 лет я работала воспитателем, психологом в детском саду. Но с 1993 года я работала с подростками и юношами в школе и техникуме. Возвращение в детский сад на новом уровне произошло больше 2 лет назад. Вот уже третий год я снова работаю в детском саду педагогом-психологом. Опыт работы с более старшими детьми и их родителями стал очень полезным для лучшего понимания психологических проблем детей дошкольного возраста. Восприятие развития детей-дошкольников стало объёмным и полным.

За это время я уже составила и апробировала две рабочие программы. Обе имеют положительные рецензии, участвовали в краевом конкурсе психолого-педагогических программ, в 2014 году моя программа «Феникс» была участником краевого тура конкурса, а программа «Будь здоров, малыш» стала лауреатом краевого конкурса в 2015 г. По роду деятельности много внимания мне приходится уделять детям с нарушениями речи в комбинированных группах и группах компенсирующей направленности.

С самого начала я начала собирать стимульный материал, упражнения, игры для коррекционно-развивающей работы с детьми, так как все дети групп компенсирующей направленности имеют снижение уровня развития познавательной сферы и рекомендации ПМПК по её коррекции, развитию. Данная работа обобщает эти наработки.

Актуальность опыта в настоящее время.

В представленном опыте описан мой путь работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи и их подготовки к школе. Для большинства детей подготовительная группа - это второй или третий год обучения в группе компенсирующей направленности. Их речь и познавательные способности уже существенно улучшились по сравнению с первым годом обучения. Программа помогает целенаправленно и систематично продолжать коррекцию и развитие памяти, внимания, мышления. В программе учтён принцип «от простого к сложному», принцип индивидуального отношения к каждому ребёнку, принцип достаточной нагрузки и темпа умственной работы ребёнка-дошкольника.

Актуальность программы определяется соответствием материалов:

•социальному заказу государства, общества;

•Закону об образовании РФ;

•региональной образовательной политике;

•передовым идеям современной педагогики и психологии;

•профессиональным интересам педагогической общественности.

Так же актуальность программы отражается в хороших результатах развития детей, в чем заинтересованы родители и воспитатели, а также это в интересах самих детей (даже если в этом возрасте они этого не осознают в полной мере).

Выготский Л. С. писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». Нарушения речи рассматриваются психологами и педагогами в тесной связи с умственным развитием ребёнка, поэтому коррекции и развитию познавательной сферы я в своей работе уделяю приоритетное значение.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционное направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу - до 60 % от всех детей старшего дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии. У детей групп с нарушениями речи при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети чаще всего становятся неуспевающими, неудачливыми учениками.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Глоссарий по теме «Познавательные процессы у детей»

Специфические или собственно познавательные - это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.

Среди специфических процессов обычно рассматриваются:

Ощущения - процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений; они являются продуктом работы пяти органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;

Восприятия - результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создастся целостный образ предмета, явления, человека. Для обозначения этого понятия используется и термин «перцепция» (от лат. perception — представление, восприятие);

Мышление - высший уровень отражения действительности, свойственный только человеку, результатом которого является обобщенное знание объективной реальности, выявление наиболее существенных признаков предметов и явлений. Основными инструментами мышления выступают : понятия, суждения и умозаключения. Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении;

Внимание помогает отбирать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и сохраняет постоянный контроль за их реализацией;

Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего;

Воля - это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические.

2. Условия ДОУ и психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Родничок» г. Тихорецка расположено в городе Тихорецке по улице Калинина,103в в густонаселённом районе многоквартирных жилых домов. Состоит детский сад из большого 2-х двухэтажного здания и новой модульной современной постройки на 2 группы. В детском саду работают: 12 групп общеразвивающей направленности, 3 комбинированные, 1 группа выходного дня, 1 группа кратковременного пребывания, 2 группы семейного воспитания, 2 группы для детей с общим недоразвитием речи. Две группы компенсирующей направленности находятся одном групповом помещении.

Всего в 2015-16 уч. году в детском саду 19 групп, на 365 детей. В детском саду оборудованы кабинеты музыкального руководителей, 1 педагога-психолога, 2 учителей-логопедов, 3 музыкальных руководителя, медицинский и методический кабинеты. Спортивный и музыкального совмещен. Территория детского сада обильно озеленена, благоустроена, имеются открытые веранды, летняя спортивная площадка для подвижных игр и занятий детей.

За основу педагогического опыта я беру свой опыт работы в двух группах компенсирующего развития для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Речецветик» и «Звёздочки», общее количество - 32 ребёнка, из которых один ребёнок-инвалид с речевым диагнозом («экспрессивное расстройство речи») и один с диагнозом СДВГ. У всех 100 % детей групп общее недоразвитие речи 1,2,3 уровня, нарушение звукопроизношения, нарушения в познавательной сфере – снижение внимания, восприятия, памяти, мыслительных функций, воображения.

Первичная диагностика детей группы в начале учебного года показывает разной степени отставание в запоминании, воспроизводстве материала, внимании, снижение общего кругозора, функций обобщения, классификации, сравнения. Результаты текущей и итоговой диагностики показывают стабильно положительную динамику развития детей обеих групп (данные диагностики прилагаются).К обобщению опыта подтолкнул запрос воспитателей, родителей и результаты собственных наблюдений за детьми. Ни одна из имеющихся в настоящее время в России психолого-педагогических программ не могла использоваться целиком так как не соответствовала моим условиям. Необходимо было адаптировать под себя и создать свой программный материал. Апробация представленного стимульного материала в группах компенсирующей направленности проводилась 2 учебных года. По итогам работы педагога-психолога с детьми подготовительной подгруппы за учебный год все познавательные способности детей имели положительную динамику развития. По результатам обследования на ПМПК дети подготовительных групп ушли в школу с показателями «возрастная норма».

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте. Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребё нка-дошкольника, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

- намечать план действий;

- отбирать доступные способы решения поставленной задачи;

- добиваться результата и анализировать его.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, речевой, наглядный и т. д., связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка. Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:

1) в совместной познавательной деятельности детей с педагогом;

2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Что может сделать педагог-психолог ДОУ в сотрудничестве с родителями и воспитателями для развития познавательного интереса дошкольников :

-развивать познавательный интерес в рамках всех занятий,

-использовать методы и приёмы, направленные не только на передачу знаний ребёнку (перенасыщение информацией, без учёта подготовленности дошкольников, а необходимо активизировать процесс освоения знаний

-использовать блоково-тематическое планирование,

-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме

-использовать методы, обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение «чего я хочу узнать», формировать представления о значимости некоторых открытий,

-рассматривать детские энциклопедии и книги,

-использовать приёмы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте,

«Я не знаю» (поиск информации с родителями по книгам, фотографиям,

- обмена информации «Я сегодня узнал (а)»,

-коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности,

-сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность,

-создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности».

Педагогические условия, направленные на формирование познавательного интереса :

-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач,

-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта,

-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей,

-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса,

-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий

-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми

-«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств,

-отношение между педагогом-психологом и воспитанником становятся сотрудничеством,

- человек рассматривается как сложная саморазвивающиеся система. Признаётся его уникальность, неповторимость личности в траектории его индивидуального развития,

-смещается целевые установки образования на создание условий и помощь в развитии личности ребёнка в целом (цель не столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре,

-изменяется позиция и место ребёнка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать становлению личности реализующей ценности в жизни.

Методы: НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

– наблюдение за человеком, событием, явлением природы;

– рассматривание картин;

– демонстрация кинофильмов, видеофильмов;

– некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия.

НАБЛЮДЕНИЕ – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

–репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД: ДЕМОНСТРАЦИЯ КИНОФИЛЬМОВ, ВИДЕОРОЛИКОВ, СПЕКТАКЛЕЙ в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение знаний детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного собеседника, зрителя, слушателя, ценителя, способного к глубокому восприятию.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

- упражнения;

- эксперимент;

- игровой метод;

В завершении каждого занятия все дети награждаются дифференцированно за старательность и успехи. Поощрением может быть наклейка, небольшой приз по итогам месяца, «наградной» лист, грамота, рассказ перед группой о достижениях ребёнка, просто искренняя похвала, анализ его усердия и работы. Любое из поощрений намного усиливает вклад ребёнка в процесс, дети очень любят, когда их хвалят и награждают.

3.2. Актуальность педагогического опыта (решение в представленном опыте задач, сформулированных в стратегических документах по развитию системы образования) определяется соответствием материалов, предлагаемых в качестве ППО:

•социальному заказу государства, общества;

•Закону об образовании РФ;

•региональной образовательной политике;

•передовым идеям современной педагогики и психологии;

•профессиональным интересам педагогической общественности.

Представленный опыт работы обобщает наработки по систематизации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми групп компенсирующей направленности. Динамика развития детей наблюдаемых групп активно положительная, большинство детей подготовительной группы имеют заключение ПМПК «возрастная норма» на момент поступления в школу. Это означает, что систематическая работа по программе коррекции и развития внимания, памяти, мышления, воображения в конечном итоге влияет на развитие речи и в целом улучшает психическую организацию и активность детей.

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут знакомиться с понятными ему общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Познавательная активность.

Условия её формирования и развития.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень.

Определив необходимость работы по развитию познавательной активности дошкольников, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать в коррекционно-развивающей группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов.

2. Разработать и апробировать конспекты занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации; ввести в обучение интегрированные занятия.

3. Создать серию развивающих и дидактических игр.

4. Использовать в работе задания творческого характера.

5. Широко использовать в работе такие методы обучения как опыт и эксперимент.

6. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания психолого-педагогической помощи детям. И мне хотелось создать систему работы, приемлемую для конкретно моих условий детского сада, в которой бы научно были разработаны планы, схемы занятий, где были бы учтены и возрастные, и индивидуальные особенности детей и их потребности. Для этого я переработала огромное количество разных программ, комплексов занятий, чтобы создать свой вариант, удобный для использования в моём ДОУ.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. Поэтому занятия проводятся подгруппами детей (5-7 человек) и индивидуально, что позволяет уделить каждому ребёнку максимум внимания и выявить актуальные точки роста. Занятия не носят строго регламентированного характера, а неформальных игровых встреч, тренинга.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Определяется через наличие следующих элементов:

• усовершенствования отдельных элементов опубликованных методик,

• удачной комбинации элементов других авторских методик.

В предлагаемом педагогическом опыте автором представлены конспекты занятий, несколько разных программ развития познавательной сферы ребё нка-дошкольника, материалы выступления педагога-психолога на педсовете по теме «Диагностика в ДОУ», сводные материалы по динамике развития детей испытуемой группы, что позволяет комплексно подойти к теме. Новизна в работе в системе планирования и подборе комплексов игр развивающего и коррекционного характера.

За годы работы я отредактировала свои занятия и апробировала максимально удобное и полезное сочетание разных видов деятельности дошкольников.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта (описание необходимых и достаточных педагогических и материально-технических условий реализации данного опыта в практической деятельности, ресурсное обеспечение, финансово-экономическое обоснование внедрения образовательного продукта, описание возможных сложностей при использовании представленного образовательного продукта, пути их преодоления) определяется через наличие возможности воспроизведения данного опыта и его отдельных элементов педагогами других образовательных учреждений.

Все коррекционно-развивающие материалы, представленные в данном опыте, можно легко воспроизвести специалистом педагогом-психологом в ДОУ для работы с детьми-дошкольниками при наличии даже небольшого опыта работы и желания иметь высокие результаты своего труда. Предлагаемые программы можно при желании творчески адаптировать, дополнять и усовершенствовать в зависимости от конкретных условий детского сада и группы.

4. Выводы. Предлагаемый опыт работы описан подробно, ёмко, полно, популярно и научно. Рекомендуется для использования коллегами-психологами и педагогами ДОУ в системе коррекционно-развивающей направленности дошкольного воспитания.

Публикации по теме:

Коррекция мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Многочисленными исследованиями установлено, что первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных процессов.

Обобщение педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта работы воспитателя МАДОУ д\с №12 Андрусенко Натальи Юрьевны 1988 г. р., образование высшее, педагогический.

Педагогические рекомендации «Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста» Как известно пемять закладывается с первых лет жизни. Она крайне важна в жизненной обстановке. Память дошкольника эластична и требует постоянной.

Распространение собственного педагогического опыта «Развитие воображения детей дошкольного возраста» Авторы статьи: Трегубова Е. С., Ковалева Т. Г. В период дошкольного детства воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения.

Развитие речи и коррекция двигательной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по логоритмике Приоритетными задачами воспитания и обучения дошкольников являются развитие речи и здоровьесбережение. С 2013 года я углублённо работаю.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Родительское собрание в старшей группе «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» Цель собрание: заинтересовать родителей в развитии логического мышления.

Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии Опытно-экспериментальная работа по проблеме: «Гуманитарно – антропологическая модель коррекционного обучения и воспитания с учетом возрастной.

Упражнения и игры для развития мышления, воображения, внимания и памяти для детей младшего дошкольного возраста (в помощь родителям и воспитателям) ** Доскажи словечко Котенок маленький, а кошка (большая). Котята маленькие, а кошка и кот (большие).

Занятие педагога-психолога в старшей группе: «Зимушка-Зима!» на развитие познавательной, коммуникативной сферы детей Занятие в старшей группе: «Зимушка-Зима!» Цель: Развитие познавательной, коммуникативной сферы детей. Задачи: - расширение словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 апреля 2016 в 21:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Анатольевна Виткова (УИ 141970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД