Бадахшанова Наталья Валериевна
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Знаете ли вы!
Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей. Исследования показали, что у 32% детей, выявлено плоскостопие, то есть почти каждый третий ребенок нуждается в коррекции стопы.
Здоровье стоп
Публикация «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
– это здоровье всего организма. Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли. Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы. Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы. Ещё в древности люди определили, что на стопе находится множество биологически активных точек, которые связаны со всеми внутренними органами.
Что же всё-таки такое плоскостопие?
Плоскостопие - это отсутствие свода стопы, то есть когда подошва касается всей поверхностью к полу. Плоскостопие бывает двух видов : врожденное и приобретенное в процессе жизнедеятельности.
Что плохого в плоскостопии
- не боли и деформация, а их последствия - нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника. Чтобы спина малыша не страдала от искривлений, а внутренние органы работали как часы, ребенка нужно уберечь от плоскостопия. Этого можно избежать, если вовремя определить проблему и начать лечение.
Бытует мнение, что в детском возрасте плоскостопие – закономерное явление. Это неверно.
Стопа состоит из мелких костей, соединённых мышцами и связками в упругий свод – своеобразную рессору, которая пружинит при ходьбе. Если мышцы и связки, поддерживающие стопу, перенапрягаются и слабеют, стопа как бы опускается, расплющивается. Это и есть плоскостопие. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, не могут долго стоять и ходить, жалуются на боль в ногах, в спине.
Изменение формы свода стопы ухудшает не только ее функцию, но и изменяет положение таза, нарушает правильное стояние позвоночника, что приводит к дефектам осанки.
К сожалению, немало детей страдает плоскостопием уже в 5—7 лет, чаще это связано с наследственной предрасположенностью развития костно-связочного аппарата. Но нередко в этом виноваты родители.
Частая причина плоскостопия
- неправильно подобранная обувь.
-слабый связочно-мышечный аппарат стопы.
Стопы чаще даже деформируются, так как плоскостопие развивается у слабых, физически плохо развитых ребятишек.
Что делать?
Основное и самое верное средство лечения и профилактики плоскостопия — специальная гимнастика, укрепляющая мышцы и связки.
Если ребенок занимается такой гимнастикой регулярно, из месяца в месяц, удается не только приостановить уплощение стопы, но даже полностью исправить ее форму.
Вот несколько упражнений для малышей-дошкольников, у которых обнаружены первые признаки плоскостопия. Эти упражнения напоминают игру, и дети займутся ими с удовольствием. Делать такую гимнастику надо 10 мин ежедневно, а еще лучше несколько раз по 10 мин в течение 6—9 мес.
Комплекс упражнений при плоскостопии.
1. Ходьба на носках, пятках.
2 .Сидя на полу, упереться руками о пол и стараться как можно выше поднять ногами мяч (зажав его между стоп).
3. Положите на пол гимнастическую палку (или толстый шнур,обруч). Малыш должен пройти по ней боком, на цыпочках.
4. Сидя на стульчике, поднять пальцами ног с пола носовой платок; стоя — подтягивать пальцами ног полоски ткани.
5. То левой, то правой ногой вращать на полу мяч.
6. Сидя на стуле, собрать пальцами ног разбросанные по полу карандаши.
7. Подскоки на одной ноге, на цыпочках. В пальцах другой ноги зажат платок.
8. Ходьба на носках и пятках.
Для укрепления связочно-мышечного аппарата полезны ходьба по бревну, лазанье по гимнастической стенке, канату и др., а также ходьба на лыжах, плавание.
Профилактика
Для профилактики плоскостопия нужно делать следующее:
1. Ежегодный осмотр у ортопеда.
2. Правильный подбор обуви
3. Ходить босиком (особенно полезно ходить по камням, гальке, песку).
4. Выполнять физические упражнения, которые будут укреплять мышцы стопы.
5. Массаж стоп, закаливание.
Чем раньше обнаружено плоскостопие, тем легче его вылечить. Начав лечение вовремя, можно улучшить состояние стопы, остановить развитие плоскостопия и провести профилактику деформаций позвоночника.
Подвижные игры для профилактики плоскостопия
«Ловкие ноги».
Дети сидят на полу, опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперед, между стопами — мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывают мяч в сторону, передавая его следующему.
Если дети сидят в кругу, то передают мяч по кругу. Можно играть командами. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.
«Барабан».
Дети сидят на стульях (скамейке). Взрослый сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт, поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют за ним, пятки остаются плотно прижатыми к полу.
Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки в это время плотно прижаты к полу.
«Кто быстрее спрячет простынку».
Дети сидят на стульях (скамейке).
У каждого ребенка должна быть своя простынка длиной 50-60 см. По сигналу взрослого дети начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы.
«Донеси платочек».
Дети сидят на стульях (скамейке). У каждого ребенка под ногами платочек.
Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала.
Тоже самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платочек, ни разу не уронив его.
«Великан и карлик».
«Великаны» ходят, приподнимаясь на носках как можно выше. «Карлики» передвигаются, присев на корточки.
«Лошадка».
Дети двигаются по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах: шагом, рысью, галопом.
«Пройди — не ошибись» .
Дети проходят по намеченной мелом на полу линии, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.
«Футболисты».
Двое детей становятся друг против друга на расстоянии 20 шагов. Позади каждого на расстоянии 1 м устанавливаются «ворота» шириной 1,5 м.
Один из играющих должен забросить мяч, ведя его то правой, то левой ногой, в ворота противника. Если играющих много, то можно играть несколькими командами.
«Резвый мешочек».
Играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с узлом на конце (мешочком, наполненным песком).
Дети следят за мешочком и при его приближении стараются перепрыгнуть через веревку.