Елена Горобец
Мастер-класс по социально-нравственному развитию детей посредством художественной литературы «Сказка мудростью богата»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер - класса :
• Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности воспитателя.
• Построение модели образовательной деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с народными сказками.
Оборудование: мультимедийный проектор, ручки, листы бумаги, презентация.
Раздаточный материал: Пиктограммы «Эмоции», яблоки со словами, конверты -5 шт., текст со сказкой, листы с заданиями, ручки.
Ход мастера класса
I. Орг. момент.
Публикация «Мастер-класс по социально-нравственному развитию детей посредством художественной литературы „Сказка мудростью богата“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Мастер : Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать нашу встречу нам поможет игра «Круг радости». Инициация.
Цель: приветствие, настрой на работу.
- Какое сегодня чудесный день. Я приглашаю вас в наш «Круг радости» для того, чтобы поприветствовать друг друга. Мы будем касаться друг друга ладонями, здороваться и называть свое имя ласково. Замечательно.
Раздать яблочки со словами мудрость, доброта, честность, трудолюбие, вежливость (Приложение 2)
Мастер : Уважаемые, коллеги, я прошу Вас сесть группами в зависимости от порядкового номера на обороте яблочка. Мудрость – 1; Доброта– 2 Трудолюбие – 3; Вежливость;– 4; Честность – 5.
1-ый этап. Выступление мастера слайд1
Моя тема по самообразованию «Социально-нравственное развитие детей по средствам художественной литературы»
Мастер : Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного социального развития. В социальном развитии ребенка ведущее место занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей. Тесно связано с социальным развитием нравственное воспитание дошкольников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в общении со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений. На современном этапе в соответствии с ФГОС свою работу выстраиваю через интеграцию образовательных областей.
Задачи по образовательным областям: (слайд 2)
Мастер :
Современное социально - нравственное образование формируется на основе традиционных подходов, базирующихся на тесном контакте детей с природой, наблюдений, экскурсий. А также народных традиций – фольклора, народных примет, игр, сказок разных народов.
Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчего воспитывает ребенка, вот чем хороши сказки. В своей деятельности по социально – нравственному воспитанию, я использую сказки. Учу своих воспитанников сочинять сказки, придумывать окончания к ним. Сказки помогают развивать фантазию ребенка. В своей работе я использую все виды сказок – волшебные, бытовые, о животных (предметах). При формировании нравственных ценностей личности дошкольников используются следующие методы:
• Чтение и беседа по сказке или художественному произведению (слайд 3)
• Проигрывание проблемных ситуаций.
• Тренинг эмоций.
• Установление и обсуждение правил поведения.
• Элементы психогимнастики.
• Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
• Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,
драматизации, играх, лепке, конструировании и др.
2-ой этап Вопросы и задания участникам мастер – класса.
Тема: «Сказка мудростью богата»
Мастер : Сейчас я постараюсь вам показать, как при помощи сказки доступным образом можно дать детям представление о добре и честности.
Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие «Сказка мудростью богата» (слайд 4)
II. Работа в группах.
Мастер : Наши группы получили творческое задание (Приложение 1). Вы должны ответить на свой вопрос. А потом в конце мы прочитаем, что же у Вас получилось. (5 минут)
III. Работа с текстом для чтения.
1. Составляем сказки по ключевым словам (слайд 5).
- Попробуйте придумать и рассказать сказку только по ключевым словам: названию и иллюстрации.
- Сколько героев действует в сказке?
-Рассмотрим внимательно иллюстрацию (одежда у мальчика, мимика, взгляд старика)
Составление сказки в творческих группах
- Мы прочитаем сказку, сравним ее с нашей, построим Древо.
(Рассказывают сказку собственного сочинения)
2. Чтение заглавия сказки и ответы на вопросы
- Что можно узнаем из заглавия? (Главный герой мальчик. Он честный.)
- Чему учит сказка? (Честности, слайд 5)
- Повесим яблочко на древо со словом честность.
- Кого называют честным? (Человек искрений, прямой.
- Кто автор сказки? (Корейский народ)
3. Рассматривание иллюстрации
- Что необычного видите на иллюстрации? (Одежда)
- Какие отношения между героями сказки? (Добрые)
- Как догадались? (Добрый взгляд, улыбка старика.)
- Какое яблочко отправим на древо? (Доброта) (слайд 6)
IV. Чтение сказки «Честный мальчик» (Приложение 3).
4. Проблемный вопрос (слайд 7)
- Прослушав сказку, найдите на него ответ.
- Вспомните сказку В,Ф. Одоевского “Мороз Иванович” и сказ Бажова “Серебряное Копытце”. Сказка “Честный мальчик” чем-то схожа с ними.
- Чем?
V. Работа с текстом во время чтения.
- Почему старичок отдал все три топора мальчику? (Чтобы мать мальчика не работала больше на чужих людей)
- Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честным, но и вежливым и добрым. (Взял мальчик топоры и поблагодарил старика 100 и 1000 раз)
- Какое яблочко повесим? (Вежливость) (слайд 8)
VI. Формирование основной мысли сказки (слайд 9).
- Найдите наиболее точную формулировку ( ответ: в). За что наградил старичок мальчика?
- Какое яблоко повесим? (Трудолюбие) (слайд 10)
VII. Ответ на проблемный вопрос.
Похожа ли корейская сказка и та, что мы придумали по ключевым словам? (Да, учат честности. (слайд 11)
VIII. Беседа о жанре произведения
- К какой группе сказок ее можно отнести? (Волшебная)
- Есть ли отрицательные герои? (Нет)
- Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям? (Учат честности)
IX. Итог НОД (слайд 12).
Цель: обобщить приобретённый опыт, связать его с уже имеющимся.
- Кто носитель мудрости в сказке? (Старик)
- Мы вырастили “Древо”. И хотя греки говорят, что яблоко является символом раздора, а у нас яблоко символ чего?
Наш мастер-класс называется “ Сказка мудростью богата”. А яблоко символ мудрости.
- А теперь проверим творческие задания наших групп. Наше дерево учило корейского мальчика. А чему мы научились.
Выдержки из творческих работ
(зачитывают участники творческих групп)
- Я надеюсь, что каждый уйдет сегодня чуточку мудрее.
Мастер : Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Я думаю, вы будете добрыми, отзывчивыми, чуткими, дружелюбными людьми и рядом с вами всем будет уютно и тепло.
Мастер : Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого предлагаю вам выбрать из предложенных эмоций пиктограмму, соответствующую вашему настроению на нашем мастер – классе. ( Предлагаются пиктограммы: веселая, грустная, удивленная и т. д. присутствующие выбирают пиктограмму и отправляют ее в конверт).