Нурижат Гаджимурадова
Конспект занятия по развитию речи посредством художественной литературы «Я родился»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему : Развитие речи посредством художественной литературы «Я родился»
Интеграция ОО: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; Художественно – эстетическое развитие; Физическое развитие.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи посредством художественной литературы „Я родился“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Цель: закрепить знания детей о русских народных, дагестанских сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.
Задачи:
- Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.
- Формировать интерес к дагестанским сказкам, эмоциональную отзывчивость, нравственное начало личности ребенка. - Способствовать желанию детей участвовать в театрализованной деятельности. - Развивать воображение, память, внимание; речь детей, инициативу.
- Активизировать в речи детей : название сказок, имена сказочных героев.
- Воспитывать любовь и интерес к сказкам, к малому фольклору родного края. – Помочь детям через художественную литературу понять, традиции и обычаи Дагестана.
Материалы и оборудование: видеопроектор, флешка с презентацией, объемные книги.
Ход занятия:
Под весёлую музыку дети входят в зал, приветствуют гостей и встают в круг взявшись за руки.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!
Воспитатель: Замечательно! От ваших улыбок в зале стало светлее.
Ребята, вы готовы поиграть? (Да) Давайте покажем гостям, как мы проводим вечернее время.
Тогда я предлагаю вам удобно расположиться на стульях.
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И конечно поиграть.
1 задание: “Ушки на макушке” (Слайд № 3)
•Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка) – Слайд № 4
•Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) – Слайд №5
•Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята) – Слайд № 6
•На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок) – Слайд № 7
•Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению) – Слайд №8
•Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди) – Слайд № 9
2 задание: «Угадай название сказки?» (Слайд № 10)
Вам нужно посмотреть внимательно на иллюстрацию и назвать название сказки?
Сказки просят: «Друзья, узнайте нас!»
– «Красная Шапочка» (Слайд № 11)
– «Приключения Буратино» (Слайд № 12)
– «Три Медведя» (Слайд № 13)
3 задание: “Угадай-ка” (Слайд № 14)
(Слайд № 15)
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Ведущий: Кому же принадлежит этот предмет?
Волшебная палочка (Фея)
Ключик (Буратино)
Утюг (Федора)
Корзина (Красная шапочка)
Ореховая скорлупа (Дюймовочка)
Горшочек варенья (Карлсон)
Корзинка с цветами (Падчерица)
4 задание: игровое упражнение с мячом «Дополни имя сказочного героя» (Слайд № 30)
Для выполнения этого задания, давайте ребята встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас будем передавать мяч по кругу и дополнять имена. Я говорю первое слово, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и т. д.
(Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с – пальчик, Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч, Аци – Баци и т. д.)
После игры идет обыгрывание сюжета, как детей забирают родители.
Воспитатель: Ну, вот, всех детей забрали, закончился ещё один день (выключает свет, уходит)
Включается свет. Книжном уголке оживают книги.
Книги:(из – за каждой книги появляются герои сказок)
Красная Шапочка: - Наконец, все ушли, можно и поговорить. - Я, Красная Шапочка, меня написал Шарль Перро.
Дюймовочка:- Я, Дюймовочка, из сказки Андерсена «Дюймовочка».
Доктор Айболит: - Я, Доктор Айболит, который лечит зверюшек и спасал их от страшного Бармалея.
Книги: А ты кто?
Дагестанская книга: А я, Дагестанская народная сказка. У меня на 24 страницах напечатана замечательная сказка называется она «День рождение».
Книги: Интересная сказка?
Даг. книга: А сейчас, вы узнаете.
Звучит дагестанская народная мелодия. Смена декораций.
Сценка «День рождение»
Идет старик в бурке, садится, открывает книгу.
Старик : Так, запишем 25 февраля – родился барашек.
Внук: Дедушка, а у тебя там все записаны и даже мама?
Старик: И мама.
Внук: И папа?
Старик: И папа.
Внук: Даже дедушка?
Старик: И дедушка.
Внук: А, я там записан?
Старик: А, ты нет.
Внук: А почему?
Старик:А, потому, что ты ещё не родился.
Внук: Как же не родился? Вот, я перед вами.
Старик: У нас в Дагестане, с давних лет существует обычай – днем рождения считают тот день, когда ты сделаешь полезное дело. Вот в ауле Цовкра считают тот день, когда впервые пройдешь по канату. Потому что аул Цовкра – аул канатоходцев.
Выходят девочки в национальных костюмах
Эге –гей! Люди добрые! Посмотрите, ковры ткут у нас в Табасаране: яркие, красные. Всему миру известные наши табасаранские ковры.
Девушки – табасаранки струны ниток разноцветных
Пальцами перебирают, словно музыку играют.
Переливы звуков этих ты увидишь на паркете,
На стенах внутри домов всюду музыка ковров.
С шерстью овечьей я сравнивал слово, Сравнивал с буркой стихи иногда. Сколько от шерсти до бурки готовой Долго терпенья и сколько труда!
Слово – лишь нитка, а стихотворенье - Многоузорный стоцветный ковер, Сколько вложила труда и терпенья В каждый оттенок и в каждый узор!
Эге – гей! Люди! Наш аул славится яблоками. Они самые вкусные, сочные, эти ахтынские яблоки. Они вкуснее ананасов, лучше бананов, полезнее апельсинов.
Эге – гей, люди! В нашем ауле живут знаменитые златокузнецы. Изделия из Кубачей – мечта любого коллекционера.
Тайну кубачинского искусства Не ищите в нитках серебра. Носят тайну этого искусства В сердце кубачинцы – мастера…
Сколько весит, сколько стоит? – Неразумный интерес. Мерить красоту не стоит Ни на деньги, ни на вес!
Эге – гей, люди! А наш аул Унцукуль. Знаменит своими мастерами, вот их изделия. Узор по дереву выполнен из металла.
К ней припадет рука. Что раньше поднимала И серебро клинка, И золото кинжала.
Хоть и веселый на ней узор, - У тех, кто с нею, печален взор. Когда с коня сойдешь ты, лишь она Одна тебе заменит скакуна.
Хозяин бедный мой. Ты почестей достоин. – Ты иль старик седой, Или калека – воин.
Эге – гей, люди! А в нашем ауле Цудахар изготавливают знаменитые каракулевые папахи.
Игра «Подними папаху» (даг.)
Эге – гей, люди, добрые! А наш кувшин от знаменитых балхарских гончаров. Молоко в таком кувшине долго не прокисает, он не кувшин, а настоящий холодильник.
Самые прекрасные кувшины Делаются из обычной глины Так же, как прекрасный стих Создают из слов простых.
Взглянув на круг гончарный в глине, Советчики, умерьте прыть, Где ставить ручку на кувшине, Не надо мастера учить.
Эге – гей, а у нас в Гоцатле, самые лучшие изделия. Все модницы мира мечтают о таких украшениях.
Не рвись владеть ларцами золотыми И саблями чеканно – белыми! Мечтай владеть руками золотыми, Которые все это сделали!
А самые задорные песни звучат в кумыкских аулах.
Кумыкский танец
Старик: И так во всех аулах.
Внук: Дедушка, а наш аул?
Старик:А в нашем ауле книголюбов, день рождения считается тот день, когда ты прочитаешь свою первую книгу.
Внук: Дедушка, а мы пока не умеем читать. Но зато, я вместе с детьми нашей группы готовим иллюстрированную книгу по прочитанным дагестанским сказкам. Осталось совсем чуть – чуть. Ребята давайте попробуем закончить книгу.
(дети садятся за столы, рисуют)
Внук: Дедушка посмотри какая получилась книга.
Старик: Вижу, вижу, молодцы, ребята. И так запишем:
20 апреля 2017 года родилась старшая группа «Б»
Поздравляю Вас!
Внук: Ура! Я родился!
Даг. книга: Понравилась сказка?
Все: Очень понравилась.
Нам сказки дарят чудо, А без чудес нельзя! Они живут повсюду, И нам они друзья!