наталья борисова
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.
Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к людям, к своим близким должны оставаться неизменными.
Публикация «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах
Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.
В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувство ребёнка. Они в яркой, эмоционально-насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте.
Приобщая детей к художественной литературе, я стараюсь подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Поэтому очень важен правильный подбор литературы и умение взрослого донести до них замысел произведения, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам, передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания: четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея замедлять или ускорять его в нужных местах, повышать или понижать голос). Читая детям, я стараюсь не отступать от этих правил. Так же для лучшего восприятия необходимо использовать иллюстративный материал. Круг чтения дошкольников быстро меняется, каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения, поэтому подбираю литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей.
Методами работы с книгой в детском саду по формированию нравственных качеств являются следующие :
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Повторное чтение произведения сопровождающееся действиями с игрушками, кукольного и настольного театра, а так же передвижение на фланелеграфе, демонстрация мультфильма. Инсценирование (как спектакль) произведений литературы детьми с самостоятельным разучиванием роли. Я использовала виды инсценировок: игра – драматизация на занятии, кукольный в полном исполнении детьми, театрализованное выступление детей.
4. Заучивание наизусть.
Выбор способа передачи произведения зависит от жанра и возраста слушателя.
При чтении художественного произведения очень важно донести до детей переживания героя, передать им своё отношение к описываемым ситуациям, действиям персонажей и главное – передать свои чувства. Здесь помогут и мимика, и жест, и голос, и поза, и взгляд на детей (то «невербальное общение», которое «читается» детьми на лице чтеца и отражает его переживания.)
Но важно не только прочесть ребенку книгу, но и дать ему возможность показать свои эмоции, высказать свои чувства, переживания, а также вызвать желание прочесть ту или иную книгу вновь.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Изучив методическую литературу по данной теме, я подготовила картотеку произведений по формированию нравственных качеств, распределив их по темам. Приложение 1.
Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлении всех нравственных качеств. Дошкольники, например. Хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка – добрая душа», добродушно смеются над трусливыми мальчишками из рассказа Н. Носова «Живая шляпа» и, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком (На горке» Н. Носова) и не хотят быть похожими на ленивую Федору из «Федориного горя» К. Чуковского.
Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведения, поэтому после прочтения обязательно провожу беседу. Задаю вопросы разнообразные по своей направленности. Первый вопрос понравилось ли детям произведение, какие чувства, эмоции возникли у детей после прослушивание, чем они хотят поделиться. Далее анализируем произведение. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев произведения, другие – помочь детям почувствовать главную идею произведения. Цель такой беседы – научить оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывал при совершении поступка. Предлагаю детям проблемные ситуации, например, как поступили бы они, как можно было помочь тому или иному герою литературного произведения, так же рассматриваем ситуации из жизни самих детей. Проводим аналогию поступков героев с поступками детей в реальной жизни.
предлагаю рассказы, позволяющие оценивать поступки и личностные качества героя путём поиска. Например, после чтения стихотворения «Помощница» А. Барто целесообразно задать вопрос: «Почему поэтесса назвала его так? В чём и кому помогала Танюша?» И дети, перечисляя «дела» Тани, делают вывод о том, что она не помогала, а педагог добавляет, что Агния Барто шутит, и спрашивает: «Кого же можно назвать помощником?». Тогда разворачивается беседа, дети проявляют большую активность, приводят примеры. Так ненавязчиво усваивается моральная норма, регулирующая отношения к окружающим: всегда надо помочь нуждающимся в помощи, не ждать, когдатебя попросят, а быть внимательным к людям, чувствовать их настроение.
В. Г. Белинский писал: «Художественное произведение должно затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие к герою». Есть такая замечательная сказка «Мальчик – звезда». Автор Оскар Уальд показывает сложный мир добра и зла.
Кратко расскажу какая работа проводилась по ознакомлению с данным произведением
(Сказка рассказывается до того места, где мальчик прогоняет свою мать – нищенку.) Детям было предложено подарить свои сердечки тому герою, который им понравился. (Под портретами нищенки и мальчика были приготовлены кармашки.) Конечно, все дети поместили сердечки в кармашек под портретом нищенки. И ни одного сердечка не было в кармашке у мальчика – звезды. Здесь детям предлагается возможность свободного выбора, без навязывания своего мнения, без какой либо морали показать своё отношение к героям сказки. Незаметно от детей помещаются две тарелочки под двумя портретами: у нищенки на тарелки серые треугольники, а у мальчика – яркие настоящие конфеты. Воспитатель говорит детям:«Ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Выберите сами себе подарок, но у того героя, который вам очень нравиться, у того человека, который вам приятен». Даю детям возможность выбора. Первая группа детей, самая маленькая, примерно пять процентов от общего числа, подошла к нищенке и взяла в подарок серые треугольники, вторая часть – примерно такая же по численности – не сомневаясь ни в чём, подошла к мальчику и взяла в подарок с тарелочки конфеты. Когда сказка дочиталась до конца, все дети радостно вздохнули, почему бы теперь не взять конфеты у мальчика, который изменился, стал добрым и вновь красивым.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы :
- групповые собрания;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка
- провели открытое мероприятие с участием детей для родителей. Литературный вечер, посвященный творчеству С. В. Михалкова» - с целью пропаганды семейного чтения.
Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.