Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста»

Татьяна Шатохина
Мастер-класс для педагогов «Роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ: дать представление о роли художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста; обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.

ЗАДАЧИ:

1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.

2. Показать методы и приёмы работы с художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста“» размещена в разделах

3. Совершенствовать умение педагогов работать в команде.

Вступительное слово воспитателя «Роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста»

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме, а также затронут только е поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несет им радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.

Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

С 1,5 лет для развития речи малышей начинает проводиться занятия с использованием художественного слова - знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. Они решают такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарат, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний - в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим - необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач - научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени - на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение "с листа", без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производить интонационный разбор произведения ("дикторские прочтения") и тренируется в чтении вслух.

Малышам воспитатель в основном читает наизусть - потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает - только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы).

Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений - эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Мажорное настроение создает воспитатель - на глазах детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Малыши требуют руководства в слушании - вид и голос рассказчика должен говорить, что в данную минуту речи идет о трогательном и забавном. Текст веселого характера воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг).

Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, нужно объяснять в начале занятия.

Воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок, или вести рассказ своими словами. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Книги способствуют установлению контактов между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю и вне занятий. О содержании книг можно говорить и в их отсутствие - это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

6. Методы.

Методика художественного чтения и рассказывания детям раскрыта в многих методических и учебных пособиях. В раннем возрасте художественная литература это сказка, потешки и стихи. Представляю вашему вниманию Приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

1. Рассказывание потешек,

2. Инсценировка

3. Рассказывание сказки

4. Рассматривание картинок и книг

5. Использование театральной деятельности.

7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «В гостях у сказки»

Все мы помним, как в детстве родители читали нам сказки. Как интересно нам было представлять себя сказочным героем, переживать за него, радоваться удачному концу. И теперь мы видим, как загораются глаза малышей, сколько радости и любопытства светится в них, когда мы говорим: «Сейчас я расскажу вам сказку!».

Предлагаю вам вместе сотворить образ сказки. У сказки есть сердце, оно трепещущее, как бабочка, есть глаза, в которых отражаются небеса. Косы, которые струятся как водопад. Руки, как два легких крыла. Мы не видим ее, но каждый из нас представляет ее по - своему. Попробуем сделать сказку своими руками. Но, чтобы получить удовольствие от работы, должно быть хорошее настроение. Мы должны помогать друг другу и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Для этого сядьте поудобнее, спинки выпрямите, улыбнитесь.

Сказку делаем своими руками. Не бойтесь, это не сложно, просто надо немножко постараться и вложить в нее частичку себя. Нам понадобится несколько волшебных вещей: салфетка, кусочек ваты, грецкий орех, нитки, фруктовые косточки и бусинки.

Возьмем салфетку, согреем ее теплом своих рук. Это сделает нашу сказку живой. Разверните салфетку.

Чтобы сделать голову, нужен грецкий орех. Внутри него спрятано ядрышко, похожее на мозг человека. Это сделает нашу сказку мудрой. Найдите на салфетке середину и положите туда грецкий орех, сложите салфетку наискосок, чтобы получился треугольник. Перевяжите ниткой крепко под орешком. Вот так! Получилась голова и два крыла. Теперь перевяжите нитками кончики салфетки так, чтобы появились ладошки.

У сказки есть душа, давайте вдохнем ее и в наше творение. Возьмем косточку от фрукта, чтобы в сердце сказки жил росток добра! Заверните в вату косточку, вложите в салфетку туда, где у человека находится грудь, чтобы сердце сказки легко билось. Нижние кончики слегка раздвиньте и крепко затяните нитку на поясе. Вот так мы и сделали с вами образ сказки.

А теперь накройте свою сказку руками и скажите волшебные слова.

Повторяйте за мной:

Ой, вы ветры буйные, ой, вы реки бурные.

Попрошу у вас не злата, не нарядов.

Чтобы я была богата не доходом, а умом.

Чтобы сердце чуда ждало,

Чтобы сказка оживала,

Там где сказка - чуда жди,

Что там будет впереди?

А теперь послушайте, как легко и спокойно бьется сердце сказки. Значит, сказка ожила.

(Звучит волшебная музыка и голос).

- Ах, как долго я спала! Вы сделали меня своими руками.

Я – ваша сказка! Давайте с вами играть. Прижмите меня к своему уху. Слышите, я с вами говорю (пауза). Вспомните свои любимые сказки.

«УЗНАЙ СКАЗКУ ПО ЗАГАДКЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ»

1. Жили-были две родных сестрицы. Та - лентяйка, эта - мастерица. Вот однажды, лезть пришлось в колодец им, на дно. Повстречали разные там дива И хозяина тех мест красивых. У кого гостили - вот вопрос. («Мороз Иванович»)

2. В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались :Ведь никто не знал, что он Белым рожден. («Гадкий утенок»)

3. Человек немолодой, С некороткой бородой. Он отъявленный злодей-Одноглазый. (Бармалей)

4. Махонька девчоночка, Сама вроде кукленочка. Резвенько так пляшет, В руке платочком машет. (Огневушка-Поскакушка)

5. Бригада, состоящая из трех профессионалов, построит дом любой сложности. (Три поросенка)

Итог: Рефлексия «ДЕРЕВО НАШЕГО ТРУДА»

Вы сегодня хорошо поработали. Выразите свое впечатление от мастер – класса на этом дереве

- зеленый лист: мастер – класс прошел плодотворно и с пользой;

- желтый: понравилось, но не все применимо;

- белый лист: не совсем удовлетворен мастер – классом.

Всем большое спасибо за работу. Я думаю, вы согласитесь со мной, что один из самых действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Она учит добру и справедливости

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста» Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного.

Мастер-класс для педагогов детского сада «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого» Тема: ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО Подготовила воспитатель: МБДОУ «Детский сад 50» г. Иланский Сурина Л. В 1. Организационная.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста» Мастер – класс для педагогов ДОУ «РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Цель: Обосновать взаимосвязь речи, музыки и движения.

Мастер-класс для педагогов «Роль конструирования в развитии ребенка» Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направляемый на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского.

Мастер-класс для педагогов «Подвижные игры в период адаптации детей раннего возраста» Музыкальный руководитель: Хавова Ольга Николаевна Мастер -класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации детей раннего возраста".

Мастер-класс для педагогов «Театр в жизни ребенка» Мастер-класс для педагогов «Театр в жизни ребенка» Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вместе с вами окунуться в волшебный.

Мастер-класс на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературы» Уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось обсудить с Вами проблему приобщения детей к художественной литературе; обосновать позиции, поделиться.

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста» Мастер — класс для педагогов Тема: «Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: познакомить педагогов с развитием сенсорных.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в группе раннего возраста Перспективное планирование по речевому развитию (чтение художественной литературы) в группе раннего возраста Сентябрь Дата Название произведения.

Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Статья воспитателя детского сада Снетковой Светланы Алексеевны. "Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста»
Опубликовано: 24 апреля 2019 в 17:51
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шатохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД