Карпенко Алена
Занятие по обучению грамоте «Уроки грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;
совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
закреплять умение в нахождении места звука в слове.
Развивающие:
развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
развивать зрительное восприятие, внимание, память;
обогащать лексику.
Воспитательные:
создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила;
желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сундук, сюрприз (конфеты, схема характеристики звука, модели слов, синие сигнальчики.
Материалы к занятию:
Письмо, сундук, сюрприз (конфеты, схемы предложений, характеристики звука.
Раздаточный материал:
слова, разделённые на слоги (для 3 задания);
картинки, в названии которых спрятался звук Ш или С (для задания 5);
цепочка из букв (для задания 7).
Методы и приемы: игровая ситуация, создание ситуации успеха, беседа, разминка, рассуждение, физкультминутка, дидактическая игра, разгадывание ребусов, работа в паре, индивидуальная работа детей, контроль и самоконтроль, рефлексия.
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель:
- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, поздороваемся с ними все вместе.
Дети здороваются
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
И пусть хорошее настроение не покидает нас до самого вечера!
2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Воспитатель:
- Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями.
- Сегодня к нам в группу пришло необычное электронное письмо. Давайте прочитаем его.
«Мои дорогие юные друзья! Я царица Грамот. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему вы уже научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»
Воспитатель:
- Вот так сюрприз, Царица Грамот прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Ответы детей).
- А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя, и родители могли нами гордиться.
- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но, прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза).
А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).
3. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Воспитатель:
- Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный экран, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глаза. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
- Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний, где живёт сама царица Грамот и множество её помощников, с которыми мы увидимся на нашем занятии.
- А вот и первое задание от Королевы Знаний:
ЗАДАНИЕ 1: ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
Воспитатель:
- Я сейчас прочитаю предложения, а Вы определите, какой звук чаще других слышится в этих словах? Будьте внимательны.
1 предложение:
Тише мыши, тише мыши…
Кот сидит на нашей крыше.
2 предложение: В лесу растут высокие сосны.
- Дайте характеристику вашему звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)
Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.
Воспитатель: Еще он какой? (твердый, обозначается синим цветом).
Воспитатель: Молодцы.
ЗАДАНИЕ 2: ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.
Воспитатель:
- А теперь отгадайте загадку:
Оно может быть ласковым,
Может быть грубым.
Оно может быть тихим,
Может быть громким.
Оно может обидеть,
Может рассмешить.
Его можно сказать,
А можно взять и написать,
Но для этого нужно буквы знать.
Что это? (Слово)
- Правильно! Звуки, которые мы произносим, складываются в слова. Слова бывают длинные, а бывают короткие. Как их отличить?
Дети: Их можно измерить.
Воспитатель: Чем же, линейкой.
Дети: Нет, слогами.
Измерить длиннющее слово
Да это проще простого!
Сколько слогов в нем, надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать.
- Давайте покажем, как мы можем измерять слова. Вот, например, «ШАР». Сколько слогов в этом слове? А если назвать его ласково «ШАРИК»? «САПОГИ», «СОК», «СЛОН», «ШКОЛА», «ШИШКА», «СОН», «СУМКА», «ШОРТЫ».
ЗАДАНИЕ 3: «СОБЕРИ СЛОВО» (работа в парах)
Материал для работы: слова, разделённый на слоги.
Воспитатель:
- Перед вами слоги. На одном столе слоги из начала слова.
На другом – конечные слоги. Из двух слогов вам нужно составить слово. Давайте попробуем подобрать.
Дети в парах, подбирая слоги, составляют слова.
Воспитатель:
- Молодцы, вы выполнили и это задание. Стена дальше разрушается.
ЗАДАНИЕ 4: СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).
У царицы Грамот
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
- Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам.
«Составьте предложение по схемам». (Схемы выставляются на доску)
1) ___.
2) ___ ___.
3) ___ ___ ___.
Воспитатель:
- Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово) (дети составляют предложения по схемам.)
- Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!
- Ну что ж, продолжим наше путешествие по Стране Знаний.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет! Имитирующие движения руками.
Притопывание ногами.
Хлопки руками.
Наклоны вправо и влево.
Воспитатель:
- Переходим к следующему заданию. А его нам задаёт мудрая тётушка Сова.
ЗАДАНИЕ 5: Найди место звука в слове (за столами).
Воспитатель: У вас на столах лежат картинки, в названии которых спрятался звук Ш или С. Ваша задача определить в какой части слова находится этот звук – в начале, в середине или в конце слова. Выложить синий сигнальчик на модели слова.
Воспитатель:
- Ну что ж, ребята, вы очень хорошо работаете, а задания от царицы Грамот и её помощников усложняются.
- А сейчас нам предлагает свою игру Незнайка. Нам нужно быть очень внимательными, ведь он ведь всегда всё путает? Вот и игру предлагает он нам «Звуки потерялись». Давайте, попробуем всё расставить на свои места.
ЗАДАНИЕ 6: «Звуки потерялись»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Закричал охотник: – Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Мы собирали васильки.
На головах у нас – щенки (венки).
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами (чайки).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы постарались, все звуки расставили на свои места и всё выполнили правильно.
- И у нас осталось последнее задание, которое приготовила царица Грамот.
ЗАДАНИЕ 7
Воспитатель:
- У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая неправильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово. (Наглядный материал 1)
- Ребята, всем жителям Страны Знаний, понравилось, как вы выполнили все задания, и вам за это от них сюрприз (Вынести сундук со сладостями).
Воспитатель раздает сладости каждому ребенку.
Воспитатель:
- Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза! (воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди)
4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- Ребята, скажите, для вас какими были задания? Что больше всего вам понравилось на занятии? А по вашему мнению, кто больше всего давал правильных ответов? Кому можно вручить медаль, помощника Королевы Знаний?
Воспитатель:
- Что было трудным для вас сегодня? (Ответы детей)
- Что запомнилось или понравилось больше всего? (Ответы детей)
- Вам нравится учиться? (Ответы детей)
- Да, когда все получается – мы радуемся!
- На этом наше занятие подошло к концу. Давайте скажем нашим гостям: «До свидания!».