Юрина Ольга
Развитие речи детей посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1688305-1558273803.jpg[/IMG] IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1688305-1558273642.jpg[/IMG] IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1688305-1558272746.jpg[/IMG] IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1688305-1558272508.jpg[/IMG] IMG]/uploa
/blogs/detsad-1688305-1558272228.jpg[/IMG] Литература, во всех ее видах – нечто иное,
как тень доброй беседы!»
Р. Л. Стивенсон.
Публикация «Развитие речи детей посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
«Развитие речи детей по средствам художественной литературы»
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.
Содействовать формированию у родителей представление о главном в области развития речи и готовности к овладению грамотой через художественную литературу.
Продолжать учить детей внимательно слушать сказки, правильно воспринимать содержание, сопереживать ее героям.
Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, транспорт описываются игровые и бытовые ситуации.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве
Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и формирование грамматического строя предложения). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием связной, грамотной речи дошкольников, подготовка детей к школьному обучению.
В старшей группе перед педагогом стоят задачи:
воспитывать у детей любовь к книге;
художественной литературе;
способность чувствовать художественный образ;
развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;
воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;
развивать воображение, фантазию, умение детей самостоятельно сочинять сказки.
Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, понятно изъясняться.
Для самостоятельной художественно-речевой деятельности в группе создана развивающая среда.
Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.
Наглядный метод: приёмы-
показ иллюстраций, картин, игрушек;
элементы инсценировки;
просмотр видеофильмов;
изготовление атрибутов к сказкам;
используем книжки – сказки изготовленные родителями совместно с детьми;
для развития речи, воображения, фантазии, формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития использую развивающие книги изготовленные родителем- мамой;
оформление выставок: героев из прочитанных произведений.
Словесный метод: приёмы-
чтение произведений с просмотром иллюстраций;
вопросы по содержанию произведений;
беседа по произведению;
пересказ произведений;
чтение сказок детьми;
заучивание наизусть роли;
прослушивание произведений музыкальных книг;
прослушивание аудиозаписей.
Игровые методы и приё мы реализуются через:
использование различных персонажей и сказочных сюжетов;
элементы инсценировки;
игры-драматизации;
дидактические игры;
театрализованные игры, использование разных видов театра;
игровая деятельность.
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.
Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.
Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать
речь детей.
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: обращаюсь к детям, «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадёт,
Любит кашку, любит колобка.
Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса?
«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок», «Колобок».
Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти, речи детей.
Игровое действие:
Задание 1. «Сколько сказок свернулось в клубок?» : «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко, курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».
Задание 2. Угадай сказку по трё м словам:
Коза, козлятки, волк. «Волк и семеро козлят».
Алёнушка, козлёнок, колодец. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета, развитие памяти и внимание, наблюдательности и фантазии, логического мышления, мелкой моторики и речи.
Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица леса, растущий рядом с домом: «Я - зеленый, густой лес. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как - то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок полежал, а потом покатился по подоконнику, ухватился за полотенце, прыг в окно – и в малинник соскочил. Оттуда – во двор, со двора – за ворота и в лес. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катиться, а навстречу ему зайчик. Лесной житель грызёт морковку, а в узелке за плечами хрустящую капусту деткам своим несёт. Затем встречается волк, он с рыбалки возвращался, с полным ведром рыбок. Здесь бабочка и лягушка стали колобка просить вернуться домой. Съедят его. Но колобок, ни кого не слушал и покатился дальше. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Детям можно предложить рассказать сказку «Курочка Ряба» от лица мышки, сказку «Маша и медведь» от лица собаки, которая прогнала медведя. Продолжим сказку, та же собака по просьбе Маши сбегала в лес и пригласила медведя в гости на пирожки с чаем и мёдом.
Словесно- дидактическая игра «Волк и семеро козлят» (с элементами мнемотехники)
Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи, счетом.
Задачи.
Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности, подвести итоговое число, все ли козлята остались живы.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.
Игра состоит из нескольких этапов.
Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного
возраста развивается :
Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
Слушать вместе с группой сверстников, когда педагог рассказывает.
Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.
Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.
Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.
Процесс общения ребёнка с книгой превратится в захватывающую игру. Прослушав и изучив сказку, дети сочиняют свою сказку, используя этих героев, и играют роль.
Уникальность книг-сказок сшитыми руками мамы заключается в том, что дети оказываются непосредственно вовлечёнными в сказку, получая при этом знания и положительные эмоции.
Основная задача книги – не только пробудить у ребёнка интерес к чтению, общению и познанию, но и воспитывает творческую личность, способную мыслить образно.
Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, развивает интеллектуальную личность.