Папки-передвижки

Развитие речи детей посредством художественной литературы (19 фото)

Юрина Ольга
Развитие речи детей посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей посредством художественной литературы

IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1688305-1558273803.jpg[/IMG] IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1688305-1558273642.jpg[/IMG] IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1688305-1558272746.jpg[/IMG] IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1688305-1558272508.jpg[/IMG] IMG]/uploa

Фото №1 Литература во всех ее видах нечто иное как тень доброй беседы Р

/blogs/detsad-1688305-1558272228.jpg[/IMG] Литература, во всех ее видах – нечто иное,

как тень доброй беседы!»

Р. Л. Стивенсон.

Публикация «Развитие речи детей посредством художественной литературы» размещена в разделах

«Развитие речи детей по средствам художественной литературы»

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.

Задачи:

Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.

Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.

Содействовать формированию у родителей представление о главном в области развития речи и готовности к овладению грамотой через художественную литературу.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказки, правильно воспринимать содержание, сопереживать ее героям.

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, транспорт описываются игровые и бытовые ситуации.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве

Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и формирование грамматического строя предложения). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием связной, грамотной речи дошкольников, подготовка детей к школьному обучению.

В старшей группе перед педагогом стоят задачи:

воспитывать у детей любовь к книге;

художественной литературе;

способность чувствовать художественный образ;

развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;

воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;

развивать воображение, фантазию, умение детей самостоятельно сочинять сказки.

Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, понятно изъясняться.

Для самостоятельной художественно-речевой деятельности в группе создана развивающая среда.

Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод: приёмы-

показ иллюстраций, картин, игрушек;

элементы инсценировки;

просмотр видеофильмов;

изготовление атрибутов к сказкам;

используем книжки – сказки изготовленные родителями совместно с детьми;

для развития речи, воображения, фантазии, формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития использую развивающие книги изготовленные родителем- мамой;

оформление выставок: героев из прочитанных произведений.

Словесный метод: приёмы-

чтение произведений с просмотром иллюстраций;

вопросы по содержанию произведений;

беседа по произведению;

пересказ произведений;

чтение сказок детьми;

заучивание наизусть роли;

прослушивание произведений музыкальных книг;

прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы и приё мы реализуются через:

использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

элементы инсценировки;

игры-драматизации;

дидактические игры;

театрализованные игры, использование разных видов театра;

игровая деятельность.

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.

Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.

Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать

речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: обращаюсь к детям, «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадёт,

Любит кашку, любит колобка.

Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса?

«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок», «Колобок».

Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Игровое действие:

Задание 1. «Сколько сказок свернулось в клубок?» : «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко, курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

Задание 2. Угадай сказку по трё м словам:

Коза, козлятки, волк. «Волк и семеро козлят».

Алёнушка, козлёнок, колодец. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета, развитие памяти и внимание, наблюдательности и фантазии, логического мышления, мелкой моторики и речи.

Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица леса, растущий рядом с домом: «Я - зеленый, густой лес. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как - то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок полежал, а потом покатился по подоконнику, ухватился за полотенце, прыг в окно – и в малинник соскочил. Оттуда – во двор, со двора – за ворота и в лес. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катиться, а навстречу ему зайчик. Лесной житель грызёт морковку, а в узелке за плечами хрустящую капусту деткам своим несёт. Затем встречается волк, он с рыбалки возвращался, с полным ведром рыбок. Здесь бабочка и лягушка стали колобка просить вернуться домой. Съедят его. Но колобок, ни кого не слушал и покатился дальше. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Детям можно предложить рассказать сказку «Курочка Ряба» от лица мышки, сказку «Маша и медведь» от лица собаки, которая прогнала медведя. Продолжим сказку, та же собака по просьбе Маши сбегала в лес и пригласила медведя в гости на пирожки с чаем и мёдом.

Словесно- дидактическая игра «Волк и семеро козлят» (с элементами мнемотехники)

Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи, счетом.

Задачи.

Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности, подвести итоговое число, все ли козлята остались живы.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.

Игра состоит из нескольких этапов.

Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного

возраста развивается :

Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

Слушать вместе с группой сверстников, когда педагог рассказывает.

Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.

Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.

Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.

Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.

Процесс общения ребёнка с книгой превратится в захватывающую игру. Прослушав и изучив сказку, дети сочиняют свою сказку, используя этих героев, и играют роль.

Уникальность книг-сказок сшитыми руками мамы заключается в том, что дети оказываются непосредственно вовлечёнными в сказку, получая при этом знания и положительные эмоции.

Основная задача книги – не только пробудить у ребёнка интерес к чтению, общению и познанию, но и воспитывает творческую личность, способную мыслить образно.

Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, развивает интеллектуальную личность.

Публикация Развитие речи детей посредством художественной литературы размещена в разделах Литературная деятельность Писатели для детей Все писатели по фамилиям Развитие ребенка Материалы для педагогов Развитие речи Речевое развитие детей Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД май Развитие ребенка Материалы для педагогов Развитие речи детей по средствам художественной литературы Цель повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по Речевое развитие детей развитию речи детей посредством художественной литературы Задачи Актуализировать знания педагогов о важности художественной Литературная деятельность литературы для развития речи дошкольников Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях направленных на развитие речи детей Содействовать формированию у родителей представление о главном в области развития речи и готовности к овладению грамотой через художественную литературу Продолжать учить детей внимательно слушать сказки правильно воспринимать содержание сопереживать ее героям Актуальность формирование детской речи невозможно без художественной литературы Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии Особенно интересны детям произведения в которых главные действующие лица дети животные транспорт описываются игровые и бытовые ситуации Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы мир человеческих чувств и взаимоотношений Она развивает мышление и воображение ребёнка обобщает его эмоции даёт прекрасные образцы русского литературного языка развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка
Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи посредством художественной литературы «Я родился» Конспект занятия на тему: Развитие речи посредством художественной литературы «Я родился» Интеграция ОО: Познавательное развитие; Социально.

Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами художественной литературы» В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают.

НОД в ОО «Чтение художественной литературы» и «Развитие речи» на тему «Сказка о глупом мышонке» МАДОУ ЦРР детский сад «Теремок» Конспект НОД в области чтения художественной литературы, развитие речи. Тема: «Сказка о глупом мышонке».

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста.

Презентация на тему самообразования «Гармоничное развитие личности ребенка посредством художественной литературы» Цель: всестороннее развитие личности ребенка средствами художественно литературы. Задачи: 1. Развивать творческое воображение и фантазию.

Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы Автор: Сюзева Анастасия Григорьевна, воспитатель МАДОУ «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад № 188 Нижний.

Развитие диалогической речи у детей пятого года жизни посредством художественной литературы Художественная литература является одним из средств, способствующих развитию и формированию общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Развитие словаря дошкольников посредством использования художественной литературы Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Речь выполняет.

Стендовый доклад по самообразованию «Гармоничное развитие личности ребенка посредством художественной литературы» Гармоничное развитие личности ребенка средствами художественной литературы Терентьева Татьяна Викторовна МАДОУ ЦРР д/с №31 г. Калининград.

Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей посредством художественной литературы
Опубликовано: 19 мая 2019 в 15:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей посредством художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Юрина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД