Анастасия Сюзева
Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Сюзева Анастасия Григорьевна, воспитатель МАДОУ «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад № 188 Нижний Тагил Свердловская область.
Тип проекта : Краткосрочный
Вид проекта : Творческий, познавательный, игровой.
Возрастная группа : 5-6 лет
Срок реализации:
4 недели.
Участники проекта : Воспитатели, дети старшей группы, родители.
Цель проекта :
Публикация «Проект по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Создание условий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературе.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
2. Осваивать умение пересказывать литературные произведения.
3. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
Развивающие :
1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
2. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
3. Способствовать развитию понимания литературного текста.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к устной форме речи.
2. Воспитывать желание проявлять сопереживание к героям литературных произведений.
Актуальность:
Одной из главных задач нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, связная, грамматически правильно построенная речь.
Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. А уже позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихотворение) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он уже сам использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным. Именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, в формировании социальных связей и детская художественная литература должна занимать лидирующее место в жизни ребенка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2.6. ФГОС ДО) :
Речевое развитие включает :
• владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (п. 2.6. ФГОС ДО).
Полноценная реализация данных целей – формирование универсального общения ребенка в окружающем мире.
Учебно – методический комплекс:
* Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад №188.
* «Детство» Программа развития и воспитания в детском саду. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. Методические пособия к программе (Конспекты занятий, игры, досуги).
* Дополнительные вариативные пособия по обучению (Методическое пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ», Конспекты по развитию речи «Удивительные истории» Л. Е. Белоусова; Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» Э. Г. Чурилова, «Формирование речевого творчества дошкольников» Е. Б. Танникова., В. А. Деркунская «Воспитываем, обучаем и развиваем детей в игре»
* Произведения художественной литературы («Хаврошечка» Обр. А. Н. Толстой, «Цветик – Семицветик» В. Катаев)
* ТРИЗ:
- «Чудесные вещи»
* Дидактические игра:
- «Закончи предложение»
* Интерактивные презентации к НОД:
- «Хаврошечка»
- «Цветик – семицветик»
* Сюжетно – ролевая игра:
- «Библиотека»
* Театрализованная игра:
- «Повтори позу».
Условия воспитательно – образовательной работы:
Речевая практика:
Занятия, игры, досуги
Речевое творчество, его поддержка и развитие :
Совместная и самостоятельная деятельность
Методы проекта :
- Игровые:
дидактические игры;
подвижные игры;
игры – драматизации;
сюжетно – ролевые игры;
ТРИЗ
- Словесные:
чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок;
разговор, беседа;
рассматривание картинок; рассматривание книг;
метод фокальных объектов (метод поиска новых идей)
- Практические:
упражнения (оказание помощи);
совместные действия воспитателя и ребенка
- Наглядные:
показ презентаций;
использование иллюстраций, картин, фотографий;
тематическая выставка.
Предполагаемый результат:
1. Дети проявляют познавательную активность в общении со взрослыми и сверстниками, задают вопросы, делятся знаниями.
2. Инициативны и самостоятельны в ведении диалога.
3. Имеют достаточный словарный запас, пользуются обобщающими словами и понятиями.
4. Отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения.
5. Речь грамматически правильная, выразительная.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Организационный этап:
Выбор темы. Основополагающий вопрос «А зачем нужна книга?»
Выбор источников информации.
Поиск методов и приемов, работы с детьми.
2. Подготовительный этап:
Выбор целей и задач
Проведение диагностики детей
Создание информационной среды по теме
(подбор литературы, сказки, стихи, загадки)
Проведение бесед, наблюдения
Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.
Планирование
3. Основной этап:
Осуществление работы по реализации проекта
Формы работы с детьми:
1. Чтение и пересказ сказки В. П. Катаева «Цветик - семицветик» в рамках ознакомления с художественной литературой детей старшей группы.
2. Чтение и пересказ народной сказки обр. А. Н. Толстой «Хаврошечка» в рамках ознакомления с художественной литературой детей старшей группы.
3. Экскурсия в библиотеку.
4. Дидактическая игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ).
5. Дидактическая игра «Закончи предложение».
6. Подвижная игра «Передай позу».
7. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
Формы работы с родителями:
1. Литературная викторина и мастер – класс для детей и родителей «Мартовский кот».
2. Составление альбома рисунков «Волшебные цветы», созданного по мотивам сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».
3. Акция пополнения групповой библиотеки: «Книжкин дом», книгами, прочитанными детьми совместно с родителями и последующий пересказ понравившегося отрывка.
4. Заключительный этап:
1. Проведение совместного мастер – класса родителей и детей «Мартовский кот»
2. Видео - презентация проекта.
3. Проведения тематического праздника «Весна вместе с книгой».
Список рекомендуемой литературы :
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016-352с.
2. Белоусова Л. Е., Финкельштейн Б. Б. Удивительные истории: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста : уч. -метод. пос. д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит. - ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.-127с.
3. Гин С. И. Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
4. Деркунская В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. - РПА, Педагогическое общество России, 2006.-127с.
5. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение - детский сад №188.
6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-160с.