Елена Меркулова
Опыт работы по познавательно-речевому развитию детей
Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель I квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска: Меркулова Елена Анатольевна
Уважаемые, коллеги!
Публикация «Опыт работы по познавательно-речевому развитию детей» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Несмотря на компьютеризацию педагогического процесса важно помнить, что для развития детей необходимо использовать и традиционную предметно - развивающую и обучающую среду : настольно – печатные игры, демонстрационный и раздаточный материал.
Моим приоритетным направлением в работе является «Познавательно - речевое развитие детей».
За время работы накопилось достаточно практического материала, преимущественно изготовленного своими руками, которым хочу поделиться с Вами.
Весь материал и игры, направлены на обогащение словаря, развитие языкового анализа и синтеза, мелкой моторики рук, грамматических категорий и связной речи у детей.
Обучение анализу звуковой структуры слова очень сложно без применения наглядного моделирования. По – этому мы активно используем демонстрационный и раздаточный материал (символы звука – «Звуковички», звуковые домики, автобусы, звуковые дорожки).
Для определения характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам нам помогают, как их называют дети, звуковые «фонарики».
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Материалы для педагогов Развитие речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458937257.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Речевое развитие детей Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка март Несмотря на компьютеризацию педагогического процесса важно помнить что для](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458937326.jpg)
Нередко используем в работе «Речевые пазлы».
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Речевое развитие детей развития детей необходимо использовать и традиционную предметно развивающую и обучающую среду настольно печатные игры демонстрационный и раздаточный материал](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940385.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Моим приоритетным направлением в работе является Познавательно речевое развитие детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458937587.jpg)
В определении позиции звука и слога в словах нам помогают «Звуковая улитка», "Звуковые домики и автобусы".
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 За время работы накопилось достаточно практического материала преимущественно изготовленного своими руками которым хочу поделиться с Вами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458937671.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Весь материал и игры направлены на обогащение словаря развитие языкового анализа и синтеза мелкой моторики рук грамматических категорий и связной речи у детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458937890.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Обучение анализу звуковой структуры слова очень сложно без применения наглядного моделирования](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458937826.jpg)
Для удобства работы над звукопроизношением созданы картотеки чистоговорок и скороговорок, а так же картотеки артикуляционных картинок.
Различные лото-мозаики помогают закрепить правильное произношение звуков.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 При наполняемости речевого уголка мы учитывали и наличие игр на развитие мелкой моторики рук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458947647.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 В нем выделено место для различных видов мозаик и шнуровок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458938702.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Большим спросом у детей пользуются игры с прищепками волчками и игра на развитие ручной умелости Дрессированный жираф](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458947617.jpg)
Для развития лексической стороны речи используем игры на обобщение и классификацию предметов по различным лексическим темам: «Классификация», «Назови одним словом», а так же игры : «Противоположности» или «Найди пару, «Какой, какая, какое?», «Угадай предмет по описанию», «Большой -маленький» и многие другие.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Так же дети любят игры Золушка и Мамины помощники](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458939491.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Необходимо помнить что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности это попытка учить детей светло радостно без принуждения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458939616.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Мы за обучение с увлечением А вы Мы надеемся что опыт нашей работы вам пригодится](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458939748.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Спасибо за внимание](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940085.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 И творческих вам успехов Материал подготовлен в соавторстве с воспитателем МБДОУ ДС Голубые дорожки г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458944081.jpg)
Связную речь развиваем при помощи игр "Что перепутал художник", "В чём различия?", "Четвёртый лишний"и др.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Волгодонска Колесниковой Надеждой Егоровной](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458945473.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Опыт работы практика Опыт работы по познавательно речевому](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458945756.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458945790.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Материалы для педагогов развитию детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель квалификационной категории МБДОУ ДС Голубые дорожки г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458945821.jpg)
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Волгодонска Меркулова Елена Анатольевна Уважаемые коллеги Публикация Опыт работы по познавательно речевому развитию детей размещена в разделах Опыт работы практика Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458945855.jpg)
Также широко используем мнемотаблицы и алгоритмы для составления описательных рассказов.
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Материалы для педагогов Развитие речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458946889.jpg)
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Речевое развитие детей Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка март Несмотря на компьютеризацию педагогического процесса важно помнить что для](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458946913.jpg)
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Речевое развитие детей развития детей необходимо использовать и традиционную предметно развивающую и обучающую среду настольно печатные игры демонстрационный и раздаточный материал](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458946934.jpg)
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 Моим приоритетным направлением в работе является Познавательно речевое развитие детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458947510.jpg)
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 За время работы накопилось достаточно практического материала преимущественно изготовленного своими руками которым хочу поделиться с Вами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458947536.jpg)
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 Весь материал и игры направлены на обогащение словаря развитие языкового анализа и синтеза мелкой моторики рук грамматических категорий и связной речи у детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458947560.jpg)
В развитии грамматического строя речи нам помогают такие игры как: «Один – много», «Один, два, пять», «Помоги ёжику», «Засели домики».
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Обучение анализу звуковой структуры слова очень сложно без применения наглядного моделирования](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940144.jpg)
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 По этому мы активно используем демонстрационный и раздаточный материал символы звука Звуковички звуковые домики автобусы звуковые дорожки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940302.jpg)
![Смотреть фотографию №29 Фото №29 Для определения характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам нам помогают как их называют дети звуковые фонарики](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940438.jpg)
Для обучения детей чтению широко используются магнитные азбуки, слоговые таблицы, пособие «Конструктор слов», различные варианты настольно – печатной игры: «Собери и прочитай слово», а так же раздаточный материал «Напиши букву и прочитай слоги» (для чтения открытых и закрытых слогов).
![Смотреть фотографию №30 Фото №30 Нередко используем в работе Речевые пазлы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940544.jpg)
![Смотреть фотографию №31 Фото №31 В определении позиции звука и слога в словах нам помогают Звуковая улитка Звуковые домики и автобусы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940593.jpg)
![Смотреть фотографию №32 Фото №32 Для удобства работы над звукопроизношением созданы картотеки чистоговорок и скороговорок а так же картотеки артикуляционных картинок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458943780.jpg)
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940660.jpg[/IMG]
![Смотреть фотографию №33 Фото №33 Различные лото мозаики помогают закрепить правильное произношение звуков](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940709.jpg)
![Смотреть фотографию №34 Фото №34 Связную речь развиваем при помощи игр Что перепутал художник В чём различия Четвёртый лишний и др](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940769.jpg)
Стараемся постоянно обновлять и пополнять содержимое нашего речевого уголка.
![Смотреть фотографию №35 Фото №35 Также широко используем мнемотаблицы и алгоритмы для составления описательных рассказов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941615.jpg)
![Смотреть фотографию №36 Фото №36 В развитии грамматического строя речи нам помогают такие игры как Один много Один два пять Помоги ёжику Засели домики](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941656.jpg)
![Смотреть фотографию №37 Фото №37 Стараемся постоянно обновлять и пополнять содержимое нашего речевого уголка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941699.jpg)
![Смотреть фотографию №38 Фото №38 При наполняемости речевого уголка мы учитывали и наличие игр на развитие мелкой моторики рук](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941738.jpg)
![Смотреть фотографию №39 Фото №39 В нем выделено место для различных видов мозаик и шнуровок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941792.jpg)
![Смотреть фотографию №40 Фото №40 Большим спросом у детей пользуются игры с прищепками волчками и игра на развитие ручной умелости Дрессированный жираф](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941854.jpg)
![Смотреть фотографию №41 Фото №41 Так же дети любят игры Золушка и Мамины помощники](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941933.jpg)
![Смотреть фотографию №42 Фото №42 Необходимо помнить что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности это попытка учить детей светло радостно без принуждения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941985.jpg)
![Смотреть фотографию №43 Фото №43 Мы за обучение с увлечением А вы Мы надеемся что опыт нашей работы вам пригодится](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458942129.jpg)
При наполняемости речевого уголка мы учитывали и наличие игр на развитие мелкой моторики рук. В нем выделено место для различных видов мозаик и шнуровок. Большим спросом у детей пользуются игры с прищепками, волчками и игра на развитие ручной умелости «Дрессированный жираф». Так же дети любят игры «Золушка» и «Мамины помощники».
![Смотреть фотографию №44 Фото №44 Спасибо за внимание](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940917.jpg)
![Смотреть фотографию №45 Фото №45 И творческих вам успехов Материал подготовлен в соавторстве с воспитателем МБДОУ ДС Голубые дорожки г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458940974.jpg)
![Смотреть фотографию №46 Фото №46 Волгодонска Колесниковой Надеждой Егоровной](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941007.jpg)
![Смотреть фотографию №47 Фото №47 Опыт работы практика Опыт работы по познавательно речевому](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941060.jpg)
![Смотреть фотографию №48 Фото №48 Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941108.jpg)
![Смотреть фотографию №49 Фото №49 Материалы для педагогов развитию детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель квалификационной категории МБДОУ ДС Голубые дорожки г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941149.jpg)
![Смотреть фотографию №50 Фото №50 Волгодонска Меркулова Елена Анатольевна Уважаемые коллеги Публикация Опыт работы по познавательно речевому развитию детей размещена в разделах Опыт работы практика Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-384034-1458941355.jpg)
Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности - это попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Мы за обучение с увлечением!
А вы?
Мы надеемся, что опыт нашей работы вам пригодится.
Спасибо, за внимание. И творческих вам успехов!
Материал подготовлен в соавторстве с воспитателем МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска: Колесниковой Надеждой Егоровной.