Арбанакова Айсула Михайловна
Мастер-класс «Песочная терапия в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу вам показать мастер –класс по теме
«Песочная терапия в развитии речи детей».
Наблюдая за детьми я не смогла не заметить, что в последние годы стало появляться много детей с нарушениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.
Публикация «Мастер-класс „Песочная терапия в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Причин таких отклонений существует несколько. Это и нарушения экологического равновесия, и проблемы, возникающие в обществе: рост насилия и жестокости в жизни и на экране телевизора, снижение уровня жизни значительной части населения, неправильное питание и нездоровый образ жизни будущих родителей, появление большого количества асоциальных семей, где не всегда рождаются дети с нормальным уровнем развития. Большая часть родителей занята зарабатыванием денег, на общение с детьми нет ни времени, ни желания. Часто компьютер и телевизор заменяют живое общение между родителями и детьми.
Цель: ознакомление педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников.
Задачи:
Дать определение песочной терапии.
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию.
Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, поэтому так важно использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии.
Песочная терапия помогает в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, сенсорного воспитания, мелкой моторики.
В занятиях песочной терапии можно затронуть все стороны развития речи : фонетика, грамматический строй, лексика, связная речь.
• А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком
• Основная деятельность дошкольника – игра, в ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
• ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
• Уважаемые коллеги!
• Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).
• Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.
Песочные игры бывают трё х видов:
• Обучающие игры:
• *моделирование игр-сказок,
• *игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
• *игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.
• Познавательные игры.
• *игры на знакомство с окружающим миром.
• *фантастические игры.
• Проективные игры используют психологи и психотерапевты.
• В своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.
• Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.
• Просто сыграем, как делают дети,
• Что «вне игры», то для них – мишура,
• Это сладчайшее дело на свете –
• Общая наша игра!
• Практическая часть
• Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.
• Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
• Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
• Подобные упражнения использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
• Следующее упражнение «Скороговорки».
• Предлагаю вам одной рукой взять все пять предметов и произнести скороговорку: не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Не у всех детей с первого раза не получается, т. к у них еще не развился дифференцированный контроль за деятельностью каждой пары пальчиков.
• Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму.
• В этом мы сейчас с вами убедимся.
• Упражнения «Ручеёк течёт» - льё м воду из лейки тонкой струйкой и проговариваем со мной потешку :
«Буудай кур, ап- ару ээлге.
Арба куур, куур, койу, койу талкан бас.
Жарь жарь пщеницу, чище, чище вей.
Жарь, жарь ячмень,
Густо, густо перемели толокно.
• «Дождик моросит» - увлажняем песок пульверизаторами и так же проговариваем за мной стихотворение о дождике:
Дождь прошел,
И зонтик- гриб
Дернули за ножку,
И сложили-
Скрип да скрип-
Яркий зонт
В гармошку.
Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.
• Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Что можно делать с мокрым песком? (Ответы педагогов).
• На мокром песке можно рисовать, например, лица, обучая ребё нка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
• Какое настроение у вас в данный момент? Нарисуйте его на песке. (Педагоги рисуют). Одновременно проговаривают: «У меня грустное настроение, потому что…»
• Существует похожая игра «Победитель злости» : мы с детьми лепим песочные шары, в которых сосредотачиваем плохое настроение, агрессию, страхи, затем разрушаем их, давая выход отрицательным эмоциям). Вам я предлагаю сосредоточиться на своем плохом настроении, злости т. д и разрушить шарик.
• Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
• Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на психологическую коррекцию и на развитие речи.
• Как вы думаете, в каких ещё видах деятельности можно использовать песочные игры?
(так же на занятиях мы обыгрываем сказки, вот такими маленькими игрушками)
- Спасибо за внимание!