Получи документы

Мастер-класс «Особенности приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре и традициям мордовского народа»

Галина Миняева
Мастер-класс «Особенности приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре и традициям мордовского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие: закрепление результатов восприятия музыки, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие: развитие физических качеств в музыкально-игровой деятельности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, релаксация.

Публикация «Мастер-класс „Особенности приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре и традициям мордовского народа“» размещена в разделах

Речевое развитие: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие желания детей упражняться в употреблении слов на мордовском языке, развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; обогащение «образного словаря».

Социально-коммуникативное: формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование семейной принадлежности, патриотических чувств.

Познавательное развитие: расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.

Планируемые результаты интегративных качеств: ребенок осваивает навык восприятия музыки, овладевает певческими навыками, у ребенка развиты слуховое внимание, память, воображение, ориентируется в пространстве, осваивает навыки общения на мордовском языке, проявляет чувство дружбы в игре.

Музыкальное приветствие:

Музыкальный руководитель (поет): Здравствуйте, детишки!

Девчонки и мальчишки!

Как у вас делишки?

Дети (поют): Хорошо, очень хорошо!

Музыкальный руководитель: Ребята, вам нравится зима? Что вы любите делать зимой?

Ответы детей: Лепить снеговика, кататься на лыжах, на коньках, строить снежные крепости, играть в снежки и кататься на ледянках.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Но недолог зимний день, а вечер зимний длится долго. Солнышко садится рано, так и хочется в такой вечер подремать, сказочку послушать, себя убаюкать.

Котя, котенька, коток, котя – серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать, нашу деточку качать.

Музыкальный руководитель: В колыбельных песенках часто упоминается котик, который так приятно мурлычет, что хочется поскорее закрыть глазки и уснуть. А вот и кошечка к нам пришла! (показывает игрушку)

Ребята, какая кошка?

Ответы детей: Белая, пушистая, мягкая, ласковая.

Музыкальный руководитель: Как мы назовем кошку или кота на мордовском языке?

Ответы детей: Ката (на мокшанском) или катка (на эрзянском).

Музыкальный руководитель: А как ласково назовем кошечку? Ответы детей: Катоня или каткине.

Музыкальный руководитель:

Вай, катоня, катоня, коза тият пизоня?

Трубать фталу, трубать фталу, самоварть алу

О чем мы спросили кошечку?

Ответы детей: Ой, кошечка, кошечка, где сделаешь гнездышко?

Музыкальный руководитель: Что кошечка ответила?

Ответы детей: За трубою, за трубою, за самоваром.

Музыкальный руководитель: Почему кошечка за трубою, за самоваром сделает гнездышко? Ответы детей: Кошечка любит тепло.

Музыкальный руководитель предлагает детям ласково, нежно, протяжно спеть потешку на мордовском языке (вначале дети повторяют за музыкальным руководителем каждую фразу, потом поют всю потешку, помогая себе рукой, как бы поглаживая кошечку, а затем поют по ролям).

(Мокшанская) Вай, катоня, катоня

Музыкальный руководитель: Захотелось спать? Сон. Дрема. Угомон. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя, тишины. Какую еще колыбельную песню вы можете назвать, которая создает этот образ?

Колыбельная «Тютю-балю».

Музыкальный руководитель: Кто написал эту песню?

Ответы детей: Композитор Леонтий Петрович Кирюков.

Музыкальный руководитель (показывает портрет композитора): Леонтий Петрович Кирюков - мордовский композитор, который первым начал писать музыку профессионально, он написал первую оперу на мордовском языке. Маленький Леонтий часто слышал мордовские сказки, мордовские песни от своей мамы. И засыпал он под звучание колыбельной, которую напевала ему мама.

Тютю-балю, матт, идняй,

Тютю-балю, нармонняй.

Музыкальный руководитель: О чем пела мама своему малышу?

Ответы детей: Баю-баю, спи, родной, баю-баю, птенчик мой.

Музыкальный руководитель (показывает картинку): Вот представьте себе, склонилась мама над колыбелькой и произносит:

Смолкли птички за окошком, спать пора и малым крошкам.

Вот на крыльях тишины опустились чудо сны.

Музыкальный руководитель: Давайте и мы споем для маленького Ванечки колыбельную песенку на мордовском языке. А чтобы точно попасть в начальный звук песни, погудим как паровозики на этом высоком звуке.

Песня «Тютю-балю» муз. Л. П. Кирюкова

Музыкальный руководитель: Пока малыш спит, вспомним, как в старину по вечерам гуляли ребятки в зимние Святки – колядовали. Как называется этот предмет?

Ответ детей: Рождественская звезда.

Музыкальный руководитель: С рождественской звездой колядующие обходили дома, пели рождественские песни. Как они назывались?

Ответ детей: Колядки.

Музыкальный руководитель: Что желали хозяевам в этих песенках? Ответ детей: Добра, изобилия дому, семье; чтобы в доме водились гусятки, утятки, цыплятки, ягнятки, козлятки, поросятки, и чтобы в доме было много-много ребятишек!

Музыкальный руководитель предлагает взять детям рождественскую звезду и спеть колядку.

Колядка «Приходила Коляда накануне рождества»

Музыкальный руководитель: А как вы думаете, у мордовского народа были колядки? Давайте вспомним одну из них, о чем в ней поется?

Ответ детей: Сегодня день коляды, завтра рождество, сварите свиную голову, положите на стол, кошка откусила и под лавку бросила, дай, бабушка, пирожка!

Музыкальный руководитель: Особенность этой колядки в повторе небольшого напева, состоящего из трех звуков (музыкальный руководитель пропевает с детьми, который чередуется с другим напевом (музыкальный руководитель пропевает с детьми).

(Эрзянская) Каляда!

Каляда! Течи кизэ каляда!

Каляда! Валске чизэ роштува!

Каляда! Тувонь пря пидеде!

Каляда! Лався лангс путодо!

Каляда! Мольсь катка, салызе!

Каляда! Аламнеде сэвизе!

Каляда! Эзем алов ертызе!

Каляда! Макста, бабай, прякине!

Музыкальный руководитель: Хозяева старались одарить колядующих, а кто скупился, пели озорные песни!

Музыкальный руководитель предлагает детям спеть колядку:

У Федула жена

Очень жадная была.

У ней шуба не зашита

И рубаха не помыта,

Да и муж не дюж,

Лентяй, неуклюж! (смеются)

Музыкальный руководитель: Колядующие складывали угощение в мешок и шли в рождественский дом, где устраивали игры и пляски. А ещё дети и взрослые любили рядиться. Как вы думаете, для чего надевали маски? В кого наряжались?

Ответ детей: Чтобы никто не узнал, попугать; в животных, в нечистую силу, в бабу-ягу, кикимору.

Музыкальный руководитель: Вот и у меня здесь две маски. Как назовем зайца по-мордовски?

Ответ детей: Нумоло.

Музыкальный руководитель: А как лиса по-мордовски?

Ответ детей: Ривезь.

Музыкальный руководитель: А сейчас игра «Нумоло и ривезь». Перед игрой небольшая угадайка, нужно вспомнить песенку по ролям – угадать, кто поет?

Музыкальный руководитель пропевает фразы лисы и зайца, дети отгадывают.

Музыкальный руководитель: Выбираем на роль зайчика и лисы тех, кто интонационно точно передаст мелодический рисунок в характере своего персонажа. Остальным играющим нужно интонационно точно повторить мелодию за каждым из персонажей.

Игра «Нумоло и ривезь»(«Заяц и лиса»)

Музыкальный руководитель: Наша встреча закончилась, что вам, ребята, понравилось и больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по знакомству с с культурой и традициями мордовского народа «День рождения Алдуни» Цель: познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа через мордовские народные и различные виды игр, разработанных с учетом.

Мастер-класс для родителей «Игра в различных видах музыкальной деятельности детей» Мастер - класс для родителей. Тема: Игра в различных видах музыкальной деятельности детей. Цель: Познакомить родителей с методикой преподавания.

Народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре народов Поволжья В числе самых богатых в этническом отношении регионов России находится Поволжский, который включает в себя множество культур: русские, мордва,.

Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как.

Патриотическое воспитание ребёнка-дошкольника посредством приобщения к русским народным традициям Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки.

Работа над темой «Национально — региональные особенности Мордовского края» Работа над темой «Национально – региональные особенности Мордовского края». Суть моей работы состоит в том, чтобы посеять и вырастить в.

Роль традиций мордовского народа в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях г. о. Саранск В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. А самая большая опасность, подстерегающая наше.

Сценарий мастер-класса для воспитателей «Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста» Цель: Познакомить воспитателей с особенностями игр по сенсорному развитию. Ход мастер-класса: Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой Устно-поэтическое творчество мордовского народа с экологической тематикой Большое значение в процессе формирования экологической культуры.

Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре. Воспитание положительных нравственных качеств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Особенности приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре и традициям мордовского народа»
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 17:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Особенности приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре и традициям мордовского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Миняева (УИ 164200) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД