Вера Филатова
Патриотическое воспитание ребёнка-дошкольника посредством приобщения к русским народным традициям
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цель, содержание, методы нравственного воспитания.
Вопрос патриотического воспитания коллектив нашего ДОУ рассматривает как вопрос, от решения которого зависит будущее каждого человека, живущего в России, и всей страны в целом.
Публикация «Патриотическое воспитание ребёнка-дошкольника посредством приобщения к русским народным традициям» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Как помочь молодым родителям сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить свою Родину такую, какая она есть? А любить и беречь можно только то, что чувствуешь и понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой и глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения - сохранить эту самобытность. Приходится согласиться с тем фактом, что мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. А ведь в основе быта и традиций русских людей всегда лежали терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности. Поэтому педагоги нашего ДОУ считают, что патриота надо воспитывать на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Работу по патриотическому воспитанию ребенка-дошкольника мы видим в приобщении к русским национальным традициям. С этой целью на базе нашего ДОУ функционирует фольклорный кружок «Родничок».
Фольклор как школа социального опыта дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа.
Знакомство с песней, считалкой, потешкой, закличкой и т. д. расширяет представление ребенка о народном поэтическом языке. Упражнения в выразительности, четком и эмоционально ярком произношении народнопоэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, включаемые в исполнение песни, хоровода, игры не только развизают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, хоровода, игры.
Фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. При этом воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки - художественный способ познания окружающего мира. Не случайно их называют народной педагогической энциклопедией. Любое нравоучение достигается здесь не назойливой морализацией, а ненавязчиво, как бы само собой.
Природная среда, в которой находится наш микрорайон, помогает нам научить детей через фольклорные формы любить природу родного края, жить в ладу с природой. Недалеко от детского сада находится лес, пруд, дубовая роща, сады и даже есть луг, на котором ребенок может ощутить пространство. У нас есть возможность выносить часть занятий по фольклору на природу. ,. Можно проводить на природе такие народные праздники как Святки, Масленица, «Сороки», «Семик» или Троица.
Таким образом, развитие детей через фольклор в нашем кружке может происходить в гармонии с окружающей природой и в гармонии с природой самого ребенка.
Обобщая все вышесказанное, мы уверены в том, что без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры не может быть успешно решена актуальная на сегодняшний день задача - воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Программа фольклорного кружка «Родничок»
Основная цель данной программы — развитие физического, интеллектуального, духовного и нравственно-патриотического миров ребенка, с выходом на следующие результаты: создание хорошего настроения, возникновение чувства внутреннего удовлетворения, веры в себя, в людей, ребенок в результате должен ощущать себя индивидуальностью. В то же время в нем развивается чувство коллективизма, воспитание любви к природе, к Родине, способности осознавать себя и окружающий мир как единое целое.
Тематический план работы кружка «Родничок»
Сентябрь
«Дочки-матери, сыночки-папочки»
Колыбельные: «Лю-ли, лю-ли, лю-леньки», «Баю, баю, баиньки, купим сыну валенки»
Пестушки и потешки: «Тяги, тяги, потягушеньки», «У волка боли», «С гуся вода». Игры: «Сорока». «Кисонька».
Октябрь
«У бабушке в деревне»
Загадки о домашних животных. Русские народные песни : «Как у нас-то козел»,»Петушок», «Гуси вы,гуси»,»Курочка - рябушечка». Игра «Пастух и стадо».
Ноябрь
«Кузьминки - об осени поминки»
Народные приметы и обычаи, связанные с нем Кузьмы и Демьяна. Русские народные песни : «Во кузнице», «Ай тари, тари,тари». Игра «»
Декабрь
«В гости к Хозяюшке»
Посещение «избы». Пословицы. поговорки, прибаутки о народном быте и гостеприимстве: «Ой ты, печка - сударыня», «Эх, чай, чай, чай». Игра «Жмурки».
Январь
«Пришла Коляда –
отворяй ворота!»
Обычаи, обряды русского народа : ряжение, Коляда, Святки. Загадывание загадок. Игры: «Прялица», «Башмачник»
Февраль
«Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскажешь»
Скороговорки: «Течет речка, печет печка». «Сыворотка из под простокваши», «Добры бобры идут в боры»
Русская народная песня : «Ты мороз, мороз.»
Игры: «Арина», «Коршун»
Март
«Масленица»
Песни: «Масленица-блиноедка.», «Гори, гори ясно.»
Игры: «Горелки». «Ручеек» Дразнилки: «Скок-поскок молодой л роз-док.», «Ерема-дрема» Загадки
Апрель
«Мы кормушку смастерили»
Загадки, пословицы, заклички, потешки о птицах («Жаворонки, прилетите!») Игры: «Воробей», «Птички» Хоровод: «Ой, ты матушка Весна»
Май
«Русская матрешка»
Заучивание стихотворения «Мы матрешки, как круглешки.» Рисование матрешек Игра-хоровод с матрешкой
Июнь
«Праздник березки»
Знакомство с обрядами: «завивание» березки, «кумление», «проводы русалок» Песня: «Березонька» Хоровод: «Во поле березонька стояла.» Игры: «Венок», «В кресты»
Июль
«Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поет»
Считалки: «Уж как зоренька-заря.», «Сидел пастух на бочке.», «Лебедь, щука, рак.»
Небылицы-перевертыши: «Вы послушайте ребята нескладушечку спою.», «У нас лошади в галошах, а корова в сапогах.», «Рано утром вечером, поздно на рассвете.»
Игры-хороводы: «Золотые ворота», «Заинька», «Ой, сад во дворе»
Август
«Помогай другу везде, не оставляй его в беде»
Пословицы: «Один в поле не воин», «Помогай другу везде, не оставляй его в беде»
Загадки
Игры: «Салки-догонялки», «Перетягивание каната», «Ерыкалище»
Работа фольклорного кружка является одной из форм нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Наш современник, академик Д. С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость» т. к. без корней к родной местности, к родной стороне человек похож на искусственное растение перекати-поле.
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.