МААМ-картинки

Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Татьяна Бабетова
Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Более того, в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами)»,владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами».

Публикация «Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занятия должны быть яркими, эмоциональными, проходить с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых и видео записей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Однако существуют некоторые ограничения, о которых надо помнить всем педагогам, работающим в детских садах.

Во-первых, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, да и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Во-вторых, общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25-30 минут, а продукты ИКТ (презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) дети могут воспринимать не более 5-7 минут. Поэтому отбор материала, его дозировка должны быть тщательно продуманы педагогом.

В- третьих, есть особенности применения ИКТ на музыкальных занятиях.

Мне бы хотелось остановиться на некоторых спорных вопросах применения ИКТ на занятиях музыкой.

Как уже было сказано выше – информационно-коммуникативные технологии помогают решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Музыка — особый вид искусства. Давайте же разберёмся, в каких видах музыкальной деятельности применение ИКТ полезно, необходимо, а в каких — вредно и недопустимо.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Есть ли смысл включать средства новых информационных технологий во ВСЕ виды музыкальной деятельности?

Слушание музыки.

Компьютерные презентации, позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Они незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, разнообразят их впечатления, развивают познавательную деятельность. Возможны очень короткие фрагменты видео для знакомства с эпохой, страной и так далее. Есть темы, при подаче которых ИКТ незаменимы. Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов? Как научить различать тембры инструментов? Я думаю, использование видеозаписей концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольного звучания различных инструментов прекрасно могут помочь в работе. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Но использовать демонстрационный зрительный ряд для выполнения функции эмоционального фона при слушании музыки категорически нельзя! Радость от того, что продукты ИКТ делают материал доступным для восприятия не только через слуховые, но и через зрительные анализаторы, затмевает для педагогов осознание того, что именно на музыкальном занятии, именно развивая восприятие, ни в коем случае нельзя подключать зрительные анализаторы. Только и только слуховые! В старших группах ДОУ даже литературные произведения читаются детям ДО показа иллюстрации (чтобы развить творческое воображение, чтобы уйти от шаблона восприятия). А мы на музыкальном занятии, которое всей своей сущностью должно способствовать развитию слухового восприятия не только не развиваем его, а с помощью мощнейших средств воздействия – ИКТ – подавляем. И когда педагоги радуются: «Дети узнают музыку по картинке!», им хочется ответить: «Не музыку они узнают по картинке, а узнают картинку и, как следствие, «называют» музыку».

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогли бы педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать компьютерные технологии. Педагогам приходится самим осваивать этот новый вид деятельности. Поэтому тому, кто «окунётся» в работу с ИКТ, нужно будет руководствоваться изречением древних: «Не навреди».

Пение.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности из-за перечисленных выше причин тоже предполагает очень осторожное использование новых информационных технологий. Здесь возможно создание электронных иллюстраций к песням, материалов (видео, фото, отражающих как содержание песен и попевок, так и объясняющих смысл трудных и непонятных слов.

Музыкально-ритмические движения, танцы.

Больше возможностей для применения ИКТ существует при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев. Обучение движению невозможно без показа, а процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Музыкально-дидактические игры.

Очень широко информационно-коммуникативные технологии можно использовать при организации музыкально-дидактических игр. Вот где «можно разгуляться»! Музыкально-дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества, различения высоты и длительности звуков. Они объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Применение красочных озвученных презентаций принесут только пользу и радость детям.

Итак, можно сделать вывод:

Педагог-музыкант дошкольного образования, применяющий информационно-коммуникативные технологии в своей работе с детьми, всегда должен помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада.

Список использованной литературы:

1. ФГОС ДО

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Альсира Легаспи де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание. М. :Прогресс,1989.-160с.

4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1983.-255с.

5. Князева Ю. Н., Гаус Т. В. //Педагогика:традиции и инновации: материалы 111 международной научной конференции (г. Челябинск, апрель 2013г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 52-54.

Публикации по теме:

«Формирование познавательных действий детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности» Всем добрый день! Всем здравствуйте, друзья! Приветствую вас всех сегодня я! Я – воспитатель, этим я горжусь! Профессии своей нисколько.

Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности (из опыта работы) Старикова Эльмира Фанисовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 «Соловушка» Выступление из опыта работы на тему: «Развитие активной речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 июня 2015 в 13:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бабетова (УИ 241858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД