Получи документы

Мастер-класс  «Организация работы по речевому развитию в ДОО»

Мария Макарова
Мастер-класс  «Организация работы по речевому развитию в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи

в режимных моментах достаточно трудоёмкий и обширный фронт работы. Потому, что необходимо ничего не забыть и выстроить работу в соответствии с возрастом и интересами детей. Если задуматься, то занятия занимают незначительное время, а организация работы в режимных моментах, практически, весь день, поэтому ФГОС и повысили требования к непосредственно-образовательной деятельности в режимных моментах.

Остановимся сначала на планировании и организации работы

Публикация «Мастер-класс  „Организация работы по речевому развитию в ДОО“» размещена в разделах

по развитию речи

• Для организации работы эффективно использование календарно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей.

• Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

• В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема «Времена года» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей.

В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Проводы Зимушки-зимы и т. п., общественно-политические праздники (День народного единства России, День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.)

• Для написания плана у нас в детском саду разработана такая схема.

Пишется дата и день недели.

- Режим

- Интеграция образовательных областей

- Непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах

- Самостоятельная деятельность, индивидуальная работа

- Организация ППС для самостоятельной деятельности детей

- Взаимодействие с семьёй, с социумом

Например, тема «Уборка урожая».

Утро – беседа при рассматривании альбома «Огород», дидактическая игра «Что где растет» и др.

Рисование для выставки «Вкусная осень» и составление рассказа по рисунку, и т. д.

Внесение трафаретов и муляжей овощей в магазин.

Самостоятельная деятельность - сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Индивидуальная игра - «Назови ласково овощ».

Предложить родителям принести овощи для игр «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь».

Чтение, игры-драматизации, игры с элементами театрализации по мотивам литературных произведений, показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг планируются на вторую половину дня.

Интеграция образовательных областей – речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

• Для удобного планирования совместной деятельности в детском саду была разработана: «Циклограмма планирования совместной деятельности». В плане описание деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях, расписаны по дням и изменяются в соответствии с возрастом.

Речевое развитие включает: свободное общение, речевое творчество, речевые логические задачи, игры на развитие звуковой и интонационной культуры речи, обучение грамоте, чтение художественной литературы, ролевые диалоги в сюжетно-ролевых играх, игровые импровизации и театрализации. Развитие связной, диалогической и монологической речи

включается во все виды деятельности.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм поведения, развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; формирование знаний о семье, навыков в различных видах труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Физическое развитие включает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Как мы видим, все области пронизаны речевой деятельностью. Рассмотрим

более подробно, как в каждой области решаются задачи по развитию речи.

Речевое развитие:

• Свободное общение, культура общения и этикета.

• Речевое творчество.

• Речевые логические задачи. (Начинается на «Я» и кончается на «Я».

И на каждой ветке – детки, детки тоже с буквы «Я» - Яблоня.)

• Звуковая и интонационная культура речи - дидактические игры.

• Обучение грамоте - дидактические игры.

• Чтение художественной литературы (беседа, пересказ, заучивание стихов) и т. д.

• Ролевые диалоги в сюжетно-ролевых играх.

• Игровые импровизации и театрализация.

• Детско-родительские проекты.

• Праздники, развлечения, досуги.

Речь развивается и в социально-коммуникативном развитие.

• В беседах, игровых ситуациях при усвоении культуры поведения, общения, знаний о семье.

• В проговаривании плана своих действий, правил безопасности в трудовой деятельности.

• В активизации словаря (название частей тела, одежды и т. д.) во время одевания.

Познавательное развитие включает и развитие речи:

• Активизация словаря и развитие речи в беседах, диалогах, монологах при формировании сенсорной культуры, математических знаний, представление о себе, других.

• Знания о мире природы, родном городе, Отечестве, стране и народах мира – закрепляется в речи в беседах во время рассматривания альбомов, картин, составления рассказов, чтении стихотворений, отгадывания загадок и т. д.

• Детско-родительские проекты – например «Весна пришла», составление рассказа о весне с оформлением журнала.

Художественно-эстетическое развитие:

• Беседа при рассматривании альбомов, картин, иллюстраций, предметов народного творчества и т. д.

• Развитие монологической речи в рассказе о своей работе.

• В беседах о художественной литературе.

• В знакомстве с пословицами, поговорками, загадками.

• В песнях и хороводах.

• На праздниках, развлечениях, досугах.

Физическое развитие:

• Речь развивается в подвижных, пальчиковых играх при проговаривание правил, считалок, речевых диалогов и др.

• В беседах о здоровом образе жизни и правилах.

• В детско-родительских проектах «Виды спорта» и др.

Организация условий для самостоятельной деятельности детей

Для организации самостоятельной деятельности детей создается развивающая предметно- пространственная среда по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В группе создаются различные центры активности, остановимся на центрах, которые наиболее связаны с речевым развитием:

• «Речевой центр» (речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами и др.);

• «Центр творчества» (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

• «Литературный центр» (художественная литература, материал для создания детьми книжек-малышек и т. д., обеспечивающий литературное развитие дошкольников.

Особенности организации ППС по речевому развитию:

Младшая группа.

• Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.

• Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками.

Средняя группа

• Средний дошкольный возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. В 4-5 лет ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками.

• В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По возможности, надо приобрести в группу технические средства (проектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон).

• Также большое место уделяется книгам: должны быть представлены не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради.

• Воспитатели записывают творческие рассказы детей в альбомы, дети могут иллюстрировать их рисунками.

• Чтение, игры-драматизации, игры с элементами театрализации по мотивам литературных произведений, показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг планируются на вторую половину дня.

Старший дошкольный возраст

• Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр.

• Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель подбирает предметы, игрушки игры на развитие фонематического слуха.

• Для развития связной речи в центре грамотности размещается 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Пусть ребенок покопается в кипе, выберет несколько разных картинок и разложит их в рамки в определенной последовательности, придумает и расскажет сюжет.

• Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, о городе, стране и т. п.).

• Создание мини- музея в группе. Он может подсказать тему для интересного разговора. Ведь музей — это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности:

Ситуации общения носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

Творческая мастерская. Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов и пр.

• Музыкально-театральная и литературная гостиная - организация восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

• Речевой и интеллектуальный тренинг.

• Детский досуг.

• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.

По ФГОС появилось такое понятие как детская инициатива.

Она проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Речевое развитие проходит в речевых играх, играх с буквами, звуками и слогами и самостоятельная деятельность в книжном уголке.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Взаимодействие педагога с родителями включает:

• Педагогическую поддержку.

• Педагогическое образование родителей.

• Совместная деятельность педагогов и родителей.

Если в младшей группе - цикл игровых встреч с мамами "Вот она какая, мамочка родная" где мамы совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют.

- Совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вот какие наши бабушки».

То в средней группе - педагог знакомит родителей с играми, проблемными ситуациями для детей, которые не требуют много времени и специального оборудования: «На кого похожи облачка? (камешки, листья) и т. д.

Организует совместные праздники и досуги. Родители совместно с детьми выступают с концертными номерами, включаются в детские театрализации, читают стихи, участвуют в конкурсах.

Родителям детей старшей группы педагог помогает родителям организовать с детьми игры-беседы о профессиях родителей и близких родственников, познакомить детей с путешествиями по родной стране и другим странам мира. В клубе «Традиции семьи» обсуждаются традиции, которые возможно возродить в современных семьях.

Для родителей организуются тематические встречи «Домашний театр - с чего начать?», и др.

В подготовительной группе семинары-практикумы позволяют родителям познакомиться с игровыми упражнениями, играми, направленными на развитие познавательной сферы ребенка «Сложи слоги из макарон», В результате, родители убеждаются в том, что подготовка к школе не должна быть скучной для ребенка. Организуются тематические встречи «Готовимся к школе». Детско-родительский клуб «Клуб любителей чтения» поможет поддержать интерес взрослых и детей к книге, домашнему чтению, даст возможность создать творческие работы на темы любимых произведений (эссе, рисунки, поделки, вызовет у детей желание научиться читать.

Организация педагогом совместных детско-родительских проектов на темы «Энциклопедия городов Российских», «Наши путешествия».

Итог всей работы – это целевые ориентиры на этапе завершения Дошкольного Образования:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У него складываются предпосылки грамотности.

Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы)Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы) Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников»[/b] Развитие речи становится всё более актуальной.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы) Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить.

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процессОрганизация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Организация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособиеОрганизация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Разноцветные ленточки», созданное для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных.

Перспективный план работы кружка по познавательно-речевому развитию «Мир вокруг нас» Тема занятия Цель занятия Сроки провед. 1 Земля -наш общий дом 1. Подвести детей к пониманию того, что мы все-жители одной планеты Земля.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс  «Организация работы по речевому развитию в ДОО»
Опубликовано: 9 января 2021 в 12:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс  «Организация работы по речевому развитию в ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Макарова (УИ 1242483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД