Мария Макарова
Мастер-класс «Организация работы по речевому развитию в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи
в режимных моментах достаточно трудоёмкий и обширный фронт работы. Потому, что необходимо ничего не забыть и выстроить работу в соответствии с возрастом и интересами детей. Если задуматься, то занятия занимают незначительное время, а организация работы в режимных моментах, практически, весь день, поэтому ФГОС и повысили требования к непосредственно-образовательной деятельности в режимных моментах.
Остановимся сначала на планировании и организации работы
Публикация «Мастер-класс „Организация работы по речевому развитию в ДОО“» размещена в разделах
• Для организации работы эффективно использование календарно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей.
• Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
• В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема «Времена года» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей.
В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Проводы Зимушки-зимы и т. п., общественно-политические праздники (День народного единства России, День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.)
• Для написания плана у нас в детском саду разработана такая схема.
Пишется дата и день недели.
- Режим
- Интеграция образовательных областей
- Непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах
- Самостоятельная деятельность, индивидуальная работа
- Организация ППС для самостоятельной деятельности детей
- Взаимодействие с семьёй, с социумом
Например, тема «Уборка урожая».
Утро – беседа при рассматривании альбома «Огород», дидактическая игра «Что где растет» и др.
Рисование для выставки «Вкусная осень» и составление рассказа по рисунку, и т. д.
Внесение трафаретов и муляжей овощей в магазин.
Самостоятельная деятельность - сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Индивидуальная игра - «Назови ласково овощ».
Предложить родителям принести овощи для игр «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь».
Чтение, игры-драматизации, игры с элементами театрализации по мотивам литературных произведений, показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг планируются на вторую половину дня.
Интеграция образовательных областей – речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
• Для удобного планирования совместной деятельности в детском саду была разработана: «Циклограмма планирования совместной деятельности». В плане описание деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях, расписаны по дням и изменяются в соответствии с возрастом.
Речевое развитие включает: свободное общение, речевое творчество, речевые логические задачи, игры на развитие звуковой и интонационной культуры речи, обучение грамоте, чтение художественной литературы, ролевые диалоги в сюжетно-ролевых играх, игровые импровизации и театрализации. Развитие связной, диалогической и монологической речи
включается во все виды деятельности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм поведения, развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; формирование знаний о семье, навыков в различных видах труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Как мы видим, все области пронизаны речевой деятельностью. Рассмотрим
более подробно, как в каждой области решаются задачи по развитию речи.
Речевое развитие:
• Свободное общение, культура общения и этикета.
• Речевое творчество.
• Речевые логические задачи. (Начинается на «Я» и кончается на «Я».
И на каждой ветке – детки, детки тоже с буквы «Я» - Яблоня.)
• Звуковая и интонационная культура речи - дидактические игры.
• Обучение грамоте - дидактические игры.
• Чтение художественной литературы (беседа, пересказ, заучивание стихов) и т. д.
• Ролевые диалоги в сюжетно-ролевых играх.
• Игровые импровизации и театрализация.
• Детско-родительские проекты.
• Праздники, развлечения, досуги.
Речь развивается и в социально-коммуникативном развитие.
• В беседах, игровых ситуациях при усвоении культуры поведения, общения, знаний о семье.
• В проговаривании плана своих действий, правил безопасности в трудовой деятельности.
• В активизации словаря (название частей тела, одежды и т. д.) во время одевания.
Познавательное развитие включает и развитие речи:
• Активизация словаря и развитие речи в беседах, диалогах, монологах при формировании сенсорной культуры, математических знаний, представление о себе, других.
• Знания о мире природы, родном городе, Отечестве, стране и народах мира – закрепляется в речи в беседах во время рассматривания альбомов, картин, составления рассказов, чтении стихотворений, отгадывания загадок и т. д.
• Детско-родительские проекты – например «Весна пришла», составление рассказа о весне с оформлением журнала.
Художественно-эстетическое развитие:
• Беседа при рассматривании альбомов, картин, иллюстраций, предметов народного творчества и т. д.
• Развитие монологической речи в рассказе о своей работе.
• В беседах о художественной литературе.
• В знакомстве с пословицами, поговорками, загадками.
• В песнях и хороводах.
• На праздниках, развлечениях, досугах.
Физическое развитие:
• Речь развивается в подвижных, пальчиковых играх при проговаривание правил, считалок, речевых диалогов и др.
• В беседах о здоровом образе жизни и правилах.
• В детско-родительских проектах «Виды спорта» и др.
Организация условий для самостоятельной деятельности детей
Для организации самостоятельной деятельности детей создается развивающая предметно- пространственная среда по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В группе создаются различные центры активности, остановимся на центрах, которые наиболее связаны с речевым развитием:
• «Речевой центр» (речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами и др.);
• «Центр творчества» (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
• «Литературный центр» (художественная литература, материал для создания детьми книжек-малышек и т. д., обеспечивающий литературное развитие дошкольников.
Особенности организации ППС по речевому развитию:
Младшая группа.
• Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
• Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками.
Средняя группа
• Средний дошкольный возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. В 4-5 лет ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками.
• В среднем дошкольном возрасте проявляется высокий интерес к языку, речи. По возможности, надо приобрести в группу технические средства (проектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон).
• Также большое место уделяется книгам: должны быть представлены не только художественные книги, но и познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради.
• Воспитатели записывают творческие рассказы детей в альбомы, дети могут иллюстрировать их рисунками.
• Чтение, игры-драматизации, игры с элементами театрализации по мотивам литературных произведений, показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг планируются на вторую половину дня.
Старший дошкольный возраст
• Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр.
• Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель подбирает предметы, игрушки игры на развитие фонематического слуха.
• Для развития связной речи в центре грамотности размещается 5-6 рамок (картонных или деревянных) и множество вырезанных из старых журналов картинок. Пусть ребенок покопается в кипе, выберет несколько разных картинок и разложит их в рамки в определенной последовательности, придумает и расскажет сюжет.
• Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, о городе, стране и т. п.).
• Создание мини- музея в группе. Он может подсказать тему для интересного разговора. Ведь музей — это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности:
Ситуации общения носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Творческая мастерская. Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов и пр.
• Музыкально-театральная и литературная гостиная - организация восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
• Речевой и интеллектуальный тренинг.
• Детский досуг.
• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.
По ФГОС появилось такое понятие как детская инициатива.
Она проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Речевое развитие проходит в речевых играх, играх с буквами, звуками и слогами и самостоятельная деятельность в книжном уголке.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагога с родителями включает:
• Педагогическую поддержку.
• Педагогическое образование родителей.
• Совместная деятельность педагогов и родителей.
Если в младшей группе - цикл игровых встреч с мамами "Вот она какая, мамочка родная" где мамы совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют.
- Совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вот какие наши бабушки».
То в средней группе - педагог знакомит родителей с играми, проблемными ситуациями для детей, которые не требуют много времени и специального оборудования: «На кого похожи облачка? (камешки, листья) и т. д.
Организует совместные праздники и досуги. Родители совместно с детьми выступают с концертными номерами, включаются в детские театрализации, читают стихи, участвуют в конкурсах.
Родителям детей старшей группы педагог помогает родителям организовать с детьми игры-беседы о профессиях родителей и близких родственников, познакомить детей с путешествиями по родной стране и другим странам мира. В клубе «Традиции семьи» обсуждаются традиции, которые возможно возродить в современных семьях.
Для родителей организуются тематические встречи «Домашний театр - с чего начать?», и др.
В подготовительной группе семинары-практикумы позволяют родителям познакомиться с игровыми упражнениями, играми, направленными на развитие познавательной сферы ребенка «Сложи слоги из макарон», В результате, родители убеждаются в том, что подготовка к школе не должна быть скучной для ребенка. Организуются тематические встречи «Готовимся к школе». Детско-родительский клуб «Клуб любителей чтения» поможет поддержать интерес взрослых и детей к книге, домашнему чтению, даст возможность создать творческие работы на темы любимых произведений (эссе, рисунки, поделки, вызовет у детей желание научиться читать.
Организация педагогом совместных детско-родительских проектов на темы «Энциклопедия городов Российских», «Наши путешествия».
Итог всей работы – это целевые ориентиры на этапе завершения Дошкольного Образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У него складываются предпосылки грамотности.