Елена Мозговая
Организация работы с родителями в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Публикация «Организация работы с родителями в современном ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Поэтому, в 2011 году я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по четырём направлениям.
Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работу с родителями в ДОУ я начала с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картинку, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи, выработала тактику общения с каждым родителем.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя, из этого в ДОУ сформулированы следующие цели работы с родителями воспитанников:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установления доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
С этой целью я использую активные формы и методы работы с родителями.
Общие и групповые родительские собрания.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки.
К собраниям я готовлю выставку детских работ. На каждом собрании в первую очередь выражаю благодарность родителям, которые уделяют много времени своим детям и помогают в совместной работе.
Работа родительского комитета.
В учреждении работает родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на оказание помощи в проведении косметического ремонта групп ДОУ, сбором подарков для новогодних праздников, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке детского сада, члены родительского комитета участвуют в жюри конкурсов, выставок, участвуют в детских праздниках.
Консультации.
При выборе консультаций для родителей я провожу тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбираю оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада, а также носят психолого-педагогический характер.
Совместная деятельность
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
Дошкольное учреждение не способно в должной мере выполнять свои функции без сотрудничества с родителями воспитанников. Важно найти такую форму общения с ними, которая обеспечивает и взаимопонимание, и поддержку в решении различных проблем, касающихся воспитания и обучения. Я выбрала такую форму, которая позволяет строить отношения на принципах взаимоуважения, личной заинтересованности, индивидуального подхода. Речь идет о конкурсах поделок, которые проходят каждый сезон.
Прекрасное время года - осень! Замечательна она и тем, что пробуждает фантазию, воображение. Глядя на эту золотую красоту, хочется творить! На конкурсе осенних поделок из природного материала можно увидеть поистине необыкновенные творения. Особенно радует, что поделки выполнены вместе с родителями. Именно благодаря совместной деятельности родителей и ребенка закладывается творческая активность, обогащается внутренний мир малыша, реализуются его возможности.
Героями зимних выставок стали ёлочки. Девиз конкурса "Оставим ёлочку в лесу». Выставка разместилась в старшей группе, а затем «переехала» в музыкальный зал, который в течение 2 недель был открыт для всех желающих. Ежедневные экскурсии, игры, развлечения вокруг ёлочек усилили ожидание приближающегося праздника. Дети выбирали самую необычную, самую красивую, самую маленькую ёлочку. А затем после зимних каникул, вернувшись в детский сад, мы разучивали колядки к приближающемуся Старому Новому году и ели съедобные ёлочки.
Пасха, хоть и религиозный праздник, но у детей он ассоциируется с солнцем, теплом, радостным настроением и играми. Это неудивительно. Крашенки, писанки и сам процесс окрашивания яиц завораживают. Это так необычно и интересно! Украшение дома и праздничного стола — это творческий полёт. Когда ещё можно так ярко украсить окна, стены, двери и обеденный стол, сделать необычные поделки к Пасхе? Конечно же на нашем очередном конкурсе поделок!
Как приятно видеть поделки к Пасхе, сделанными вместе с ребёнком, поделки, которые хранят тепло и заботу рук!
Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства- рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
В детском саду был объявлен конкурс «Вторая жизнь», конкурс поделок из бытовых отходов. Изготовление из самого разного, порой неожиданного материала, поражают воображение и малышей и взрослых. Родители и дети превращают упаковочный материал, пластиковые бутылки и другой мусор в «сказочное волшебство».
,
Наши выставки гастролируют по селу: это СОШ №1, ДК и радуют сельских жителей.
За 40 лет существования нашего детского сада много добрых традиций прижилось в этих стенах! Пусть появится и ещё одна.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
Родительские уголки
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей у нас используются рубрики: «Что наблюдать в природе осенью, зимой, весной, летом», «Давайте почитаем», «Развиваемся играя», в которые помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Папки-передвижки
. Папки – передвижки мы изготавливаем для того, чтобы подробно ознакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. Их названия связано с тем, что весь материал в папке может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. С интересом родители изучили папки – передвижки «Без слёз в детский сад», «Как воспитывать девочку», «Как воспитывать мальчика», «10 правил для родителей», «Что воспитывает детский сад» и др.
Фотовыставки
«Моя счастливая семья»
Выставка детских рисунков
«Вот такая моя мама», «Семья глазами ребёнка», «Дорого яичко ко Христову дню», «Олимпийские зимние виды спорта».
Живой интерес и даже удивление родителей вызвала выставка-стенд «Семья глазами ребенка», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты носят материальный характер: новая кукла, машинка, робот. А мечты детей совсем о другом: «Хочу братика или сестричку», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это позволяет родителям взглянуть на свои отношения со стороны и постараться укрепить их.
Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
Воспитанники детского сада и их родители приняли активное участие в спортивном празднике “Мама, папа, я – спортивная семья”, подготовленным с инструктором физвоспитания.
В группе проведены театрализованные представления «Репка», «Айболит на новый лад», на Новогоднем утреннике родители организовали не только подарки, но и были в роли Деда Мороза.
Немаловажную роль в воспитании ребенка в семье оказывает старшее поколение: бабушки и дедушки. Поэтому для бабушек подготовили праздничное поздравление под названием «Из бабушкиного сундучка».
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни, стихи, которые звучали на празднике, но в памяти сохранят тепло общения, радость сопереживания. Поэтому мы решили, чтобы совместные мероприятия стали нашей традицией.
В группе ежемесячно отмечаем дни рождения детей. Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, сделанные руками самих детей, но и массу впечатлений. Родители готовят угощения, а мы воспитатели игры, конкурсы и поздравления для именинников.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
Участие родителей в конкурсах на лучший рисунок, поделку не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Дети тоже помнят о всех праздниках и не забывают поздравить своих родителей. Подарки бывают индивидуальными и групповыми.
В современных условиях детскому саду трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому мы часто вынуждены обращаться к ним за помощью. Преобразилась наша игровая площадка благодаря умелым рукам наших пап и дедушек. Из досок соорудили паровоз, самокат, автомобиль, кораблик, мотоцикл. Уютной игровой и учебной зоне мы тоже обязаны нашим родителям.
В результате проделанной работы, использование различных форм и методов общения с родителями повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе, а также психолого-педагогическая грамотность родителей. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.