Пивнева Ольга
Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
Желание ребёнка получить новые ощущения, знания лежит в основе организации экспериментальной деятельности, именно она дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.
Над проблемой обучения экспериментированию я работаю не один год.
Многие помнят, что мы с ребятами занимались проектной деятельностью на тему «Рождение радуги» (были показаны открытые занятия, мастер-класс для педагогов ЛНР, занятие «Школы молодых педагогов»). /Фото «Рождение радуги»/
Публикация «Мастер-класс „Организация опытно-экспериментальной деятельности“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Работа в этом направлении продолжается и совершенствуется.
Ежегодно мной составляется перспективный план по проведению работы по экспериментально-познавательной деятельности, в котором отражается не только работа с детьми, но и с родителями (беседы, консультации, круглые столы).
Ежедневно я стараюсь организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников и желание экспериментировать
Опыты я начинаю проводить с детьми уже с младшей группы. Ребятам очень интересно размазывать краски по листу зубной щёткой, пальцами или ушной палочкой; пробовать что-либо на вкус; испытывать материал и предметы на прочность, извлекать звуки и т. д.
В средней группе дети наблюдая за природными объектами, знакомились со свойства-ми воды, воздуха, песка, мыла, магнита и. т. д.
К периоду старшего дошкольного возраста у них пробуждалось желание самостоятельно экспериментировать, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, фиксировать и оценивать результаты. Экспериментальную деятельность я считаю ведущей деятельностью, наряду с игровой. Ребята с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. /Фото «Вулкан» с лимоном и т. д. /
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Всем вам известна веселая повесть-сказка Алан Милна «Винни-Пух и все-все-все». Сейчас я предлагаю вам вернуться в детство и в игровой форме опробовать некоторые виды экспериментирования.
Начнем!
Практическая часть
Однажды утром Вини Пух вспомнил, что у ослика Иа скоро день рождения. Вини вспомнил, что он может подарить ослику горшочек меда. Чтобы добыть мед у ди-ких пчел Вини и Пятачок использовали воздушный шарик, но вдруг сломался насос. Как надуть шарик?
Опыт№1. «Надуем шарик»
Материал: Бутылка 0,5л с водой (200г, воздушный шарик, сода, лимонная кисло-та.
Ход: Насыпать 5 ложек соды в шарик. В бутылку насыпать 5 ложек лимонной кислоты и хорошо взболтать, чтобы кислота растворилась. Надеть шарик с содой на горлышко бутылки, высыпав соду внутрь. Хорошо взболтать. Шарик будет надуваться.
Но вдруг шарик чрезмерно надулся и лопнул. Что делать? Пятачок, чтобы испугать пчёл предложил сделать искусственный дождик.
Опыт №2. «Тучка и дождик»
Материал: Стакан с водой, пена для бритья, синий краситель разведенный в воде, пипетка.
Ход: Выдавить в стакан сверху на воду пену для бритья – это будет тучка. Пипеткой капать краситель на пену. Вода через пену будет окрашиваться голубыми струйками – пойдет «дождь» на дно стакана.
Пчёлы отгадали замысел Вини и Пятачка и друзьям пришлось бежать прочь, чтобы не быть искусанными. Что же делать? Нужен подарок для ослика. И тут друзья решили собрать букет кувшинок. Но цветы закрылись в бутоны. Нужно по-мочь им быстрее распустится.
Опыт №3 «Волшебные цветы»
Материал: листы бумаги для заметок, ёмкости с водой
Ход: Вырезать из бумаги цветы. Загнуть лепестки к центру. Опустить цветы в воду. Прямо на глазах они будут распускаться
А ослик ИА очень ждал своих гостей и приготовил для них радужный сладкий напиток.
Опыт № 4 «Волшебный напиток»
Материал: 4 пластиковых стакана с разведенной в них цветной водой (20г) разного цвета, по 12 чайных ложек сахара, шприц, 1 чистый сухой стакан.
Ход: В стаканы положить разное количество сахара 0, 2, 4, 6. Хорошо размешать. При помощи шприца аккуратно заливать поочередно в пустой стакан по стенке. Цветная вода смешиваться не будет, а ляжет слоями.
Гости были очень рады, потому, что в конце праздника устроили настоящий фейерверк.
Опыт№5. «Салют»
Материал: Стакан, теплая вода, подсолнечное масло, пищевые красители (4, вилка
Ход: Наполните прозрачный стакан или стеклянную банку теплой водой на 3/4. В отдельную емкость налейте немного растительного масла и капните в него по 1 капле каждого из пищевых красителей разных цветов. Перемешайте масло вилкой, чтобы разбить капельки красителей на более мелкие частицы.
Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т. к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и "плавает" на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.
Я думаю, что этот день рождения ослика Иа надолго запомнится не только героям сказки, но всем, кто сегодня занимался экспериментальной деятельностью.
Я благодарю всех за продуктивную работу.
Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно-экспериментальной деятельности, и что мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.