Светлана Сергеевна Галкина
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста. Консультация для педагогов
Дидактическая игра как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста
Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.
Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира : он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.
Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее
После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Необходимо обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи.
Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя :
• Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
• Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
• Три величины; большая, средняя, маленькая.
В результате проверок, которые проводились педагогами- практиками, усвоения детьми раннего возраста знаний и умений, пришли к выводу: дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применять те знания и навыки, которые получают на занятиях. К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождения различий между ними. Им не всегда удаё тся справиться с заданиями: выстроить ряд предметов по принципу увеличения или уменьшения, какого либо признака, обследовать внешние признаки предмета и описать их.
Одно из средств образовательной работы является дидактическая игра. Однако её решение состоится в том случае, если дети овладели с помощью воспитателя игровыми умениями, играми с правилами.
Именно воспитатель формирует игровые умения, учит правилам, способам взаимодействия. И только тогда, когда он увидит, что дидактическая игра преобразовалась в подлинно самостоятельную игру, можно вести речь о её использовании для решения различного рода учебных задач, в частности для закрепления учебного материала.
Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются по существу ведущими средствами обучения.
Действительно, дидактическая игра представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребёнок обучается играя. Большинство дидактических игр имеет сенсорное содержание, так как педагогика подметила потребность самой детской природы в слове, звуке, краске, цвете. Дидактическая игра как тип обучения прошла большой путь развития и достигла наибольшего совершенства среди других дидактических способов работы с маленькими детьми.
В истории дошкольной педагогики сенсорика занимала одно из центральных мест. Были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый малыш, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Очень важно дидактически правильно вести ребёнка по пути организации его собственного сенсорного опыта. Эта область воспитания требует хорошей его организации, так как ребёнок находится постоянно под впечатлением непрерывных хаотических воздействий - световых, звуковых и т. д. Внешний мир «не устроен» для сенсорного воспитания ребёнка. Сенсорный опыт может быть организован только в деятельности.
Каждый вид дидактических игр и материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями. В игре ребёнок стремится научиться тому, что он ещё не умеет. Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать самому.
Эта радость - залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребёнка.
Конспект дидактической игры на восприятие цвета,
Конспект дидактической игры, развивающей осязательное
восприятие формы объёмных предметов,
Конспект дидактической игры на зрительное восприятие формы,
Конспект дидактической игры, развивающей восприятие качеств величины.
Совместная и систематическая работа воспитателя с детьми оказывает положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей группы.
В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, происходит совершенствование всех видов детской деятельности, начинают формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, посредством дидактический игры,решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.
Литература:
1. Н. Н. Подъяков, В. А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.
2. Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983
3. Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
4. Е. Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999