Ольга Косова
Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной деятельности, художественному чтению и музыкальной деятельности. Но важным для ребёнка была и останется игра. Именно в игре жизнь детей протекает особенно интересно и в ней проявляются все их способности, интересы и склонности. Игра является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определённые взаимоотношения между ними, формируются их чувства. Разнообразие игр, богатство их содержания способствует проявлению этих чувств и отношений, развитию всех способностей и склонностей детей, в том числе и эстетических. Говоря об эстетическом развитии детей, мы чаще всего имеем в виду развитие их чувств, направленных на восприятие и оценку материального и предметного мира, забывая при этом об эстетике человеческих отношений-поступков и поведения. А ведь в игре легче всего складываются и развиваются их личные качества, их чувства и отношения, выражающиеся в поступках и поведении. Игра- это своего рода школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к окружающей действительности. Здесь они приобретают и жизненный опыт, а разнообразные переживания накладывают отпечаток на характер ребёнка, на содержание его чувств. Развивая у детей представление о прекрасном в жизни, взрослым необходимо обратить внимание на то, чтобы поступки и отношения, отражённые в детских играх, также были прекрасны. Нельзя говорить об эстетическом воспитании, отрывая его от нравственного. Поведение человека, его поступки мы считаем прекрасными если они нравственны.
Публикация «Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важным источником, насыщающий игры детей является приобщение к пафосу наших дней, героическим подвигам, культуре поведения. Мало ребёнка научить здороваться, прощаться или благодарить за услугу- нужно научить это делать красиво. Важно, если ребёнок в споре прав, научить его доказывать свою правоту без крика, без раздражения.
Игра является формой упражнения, в которой дети усваивают правила и нормы отношений между людьми. В играх у детей воспитываются навыки культурной речи, умение быть сдержанными и спокойными. Ценным приёмом, помогающим детям разобраться в поступках товарищей и своих собственных, является оценка взрослых этих поступков с эстетической стороны. Обратив внимание детей на красоту поступков, обсудив с ними, чем именно был хорош тот или иной поступок, высказав своё отношение к нему, оценив его по достоинству, мы помогаем детям разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, учим их замечать красоту человеческих отношений, вызываем стремление подражать хорошему. Если воспитатель постоянно направляет внимание детей на эстетическую сторону поступков и поведения, она вскоре становится доступной и самим детям.
В процессе познания отношений между людьми у детей постепенно формируется чувство прекрасного, чувство, которое является основой эстетического воспитания. Воспитание у детей привычки к эстетической форме поведения является основным, главным в использовании игры как средства эстетического воспитания. И самое главное- игры вносят в жизнь детей много радости, оживления, хорошей дружбы, возникающей на почве общих игровых интересов, на почве совместных эстетических переживаний.
Таким образом, в процессе разнообразных игр решаются задачи эстетического воспитания детей, развивается любовь и стремление к прекрасному, умение его видеть и находить в окружающей жизни. У детей формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.
Пережитые в общей игре радость, восхищение, удовлетворение сближают детей, зарождая новые отношения. Отношения, возникшие в игре, делают жизнь детей радостней, интересней, богаче. У детей развивается дружба, взаимопомощь, доброжелательность.
Это всё будет возможным если дети в детском саду много играют и их игры разнообразны, то есть если игры являются основным видом деятельности детей, формой организации детской жизни, детского коллектива.