Ольга Косова
Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной деятельности, художественному чтению и музыкальной деятельности. Но важным для ребёнка была и останется игра. Именно в игре жизнь детей протекает особенно интересно и в ней проявляются все их способности, интересы и склонности. Игра является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определённые взаимоотношения между ними, формируются их чувства. Разнообразие игр, богатство их содержания способствует проявлению этих чувств и отношений, развитию всех способностей и склонностей детей, в том числе и эстетических. Говоря об эстетическом развитии детей, мы чаще всего имеем в виду развитие их чувств, направленных на восприятие и оценку материального и предметного мира, забывая при этом об эстетике человеческих отношений-поступков и поведения. А ведь в игре легче всего складываются и развиваются их личные качества, их чувства и отношения, выражающиеся в поступках и поведении. Игра- это своего рода школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к окружающей действительности. Здесь они приобретают и жизненный опыт, а разнообразные переживания накладывают отпечаток на характер ребёнка, на содержание его чувств. Развивая у детей представление о прекрасном в жизни, взрослым необходимо обратить внимание на то, чтобы поступки и отношения, отражённые в детских играх, также были прекрасны. Нельзя говорить об эстетическом воспитании, отрывая его от нравственного. Поведение человека, его поступки мы считаем прекрасными если они нравственны.
Темочки:
Важным источником, насыщающий игры детей является приобщение к пафосу наших дней, героическим подвигам, культуре поведения. Мало ребёнка научить здороваться, прощаться или благодарить за услугу- нужно научить это делать красиво. Важно, если ребёнок в споре прав, научить его доказывать свою правоту без крика, без раздражения.
Игра является формой упражнения, в которой дети усваивают правила и нормы отношений между людьми. В играх у детей воспитываются навыки культурной речи, умение быть сдержанными и спокойными. Ценным приёмом, помогающим детям разобраться в поступках товарищей и своих собственных, является оценка взрослых этих поступков с эстетической стороны. Обратив внимание детей на красоту поступков, обсудив с ними, чем именно был хорош тот или иной поступок, высказав своё отношение к нему, оценив его по достоинству, мы помогаем детям разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, учим их замечать красоту человеческих отношений, вызываем стремление подражать хорошему. Если воспитатель постоянно направляет внимание детей на эстетическую сторону поступков и поведения, она вскоре становится доступной и самим детям.
В процессе познания отношений между людьми у детей постепенно формируется чувство прекрасного, чувство, которое является основой эстетического воспитания. Воспитание у детей привычки к эстетической форме поведения является основным, главным в использовании игры как средства эстетического воспитания. И самое главное- игры вносят в жизнь детей много радости, оживления, хорошей дружбы, возникающей на почве общих игровых интересов, на почве совместных эстетических переживаний.
Таким образом, в процессе разнообразных игр решаются задачи эстетического воспитания детей, развивается любовь и стремление к прекрасному, умение его видеть и находить в окружающей жизни. У детей формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.
Пережитые в общей игре радость, восхищение, удовлетворение сближают детей, зарождая новые отношения. Отношения, возникшие в игре, делают жизнь детей радостней, интересней, богаче. У детей развивается дружба, взаимопомощь, доброжелательность.
Это всё будет возможным если дети в детском саду много играют и их игры разнообразны, то есть если игры являются основным видом деятельности детей, формой организации детской жизни, детского коллектива.