Нина Чекмаева
Мастер-класс «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» |
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Ход мастер – класса
1 часть мастер – класса
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Учитывая, это и с целью формирования познавательной активности у дошкольников с детьми старшего дошкольного возраста мы реализуем проекты «Хорошо быть волшебником», «Интеллектуально-познавательное развитие в условиях семьи и ДОУ». В ходе работы по проекту проводили опыты и эксперименты, способствующие развитию наблюдательности, умению сравнивать, анализировать, делать выводы: с песком, водой, воздухом, камнями.
Составили картотеку игр – экспериментов. В экспериментальной деятельности использовали с детьми различные материалы, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Считаем, что взрослый при этом должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность.
Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
2 часть мастер-класса.
Для начала я попрошу выйти ко мне 6 человек.
Сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыта. А с чем? Вы должны отгадать:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….Воды
Правильно.
Мы будем проводить опыты с водой и воздухом.
Напоминаю правила безопасности при работе: аккуратно пользуйтесь емкостью для воды и своевременно поддерживайте порядок на рабочем столе, подтирайте разлившуюся воду.
Опыт №1
Кто мне объяснит, что означает выражение «выйти сухим из воды», и возможно ли это?
Давайте мы с вами убедимся в этом.
У каждого на столах есть схемы и необходимые предметы для опыта «Сухой из воды».
Возьмем стакан с салфеткой на дне (обратите внимание на то, что салфетка совершенно сухая, мы переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружая его в воду, не опуская стакан до самого дня емкости. И также ровно вынимаем его из воды и ставим его на салфетку, даем стечь воде, не переворачивая стакан. Посмотрите на салфетку намокла ли она. Что же помешало намочить ее? (Воздух в стакане) Вот мы с вами убедились в том, что значит «выйти сухим из воды».
Опыт №2
Посмотрите на схему №2 и возьмите все необходимое для этого опыта. Попробуйте перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. (Участники высказываются) А сейчас посмотрите на меня, я попробую перевернуть стакан, не пролив воды.
Я беру стакан с водой, накрываю его открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, переворачиваю стакан вверх дном, убираю руку – открытка не падает, вода не выливается.
А теперь вы попробуйте сами выполнить этот эксперимент, глядя на схему. Почему же вода не вылилась из стакана? (Высказывание)
Вывод: на открытку давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. причина - воздушное давление.
А теперь немного отдохнем.
Физ. минутка.
«Дождик»
Лейся дождик веселей!
Мы с тобою дружим. (Движения руками вверх-вниз)
Хорошо нам бегать босиком по лужам, (Ходьба на месте)
Как зеленые лягушки, (Приседания)
Мы попрыгаем по лужам
Все. Напрыгались, устали, (Присесть на корточки)
Побежим сушиться к маме. (Возвращение по местам)
Опыт №3
А теперь продолжим наши исследования и выясним: можно ли заставить апельсин опуститься на дно емкости?
Приготовьте схему №3 и приступаем к работе.
Когда вы опустили апельсин в емкость, что вы увидели? (Ответы)
И даже если очень постараться утопить его не удастся. А сейчас опустим в воду очищенный апельсин. Что вы видите? (Апельсин утонул).
Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды, без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.
Опыт №4
Обратите внимание на схему №4.
Возьмем краситель и растворим его в воде. Из кусочков сахара построим башенку. Нальем в тарелку с сахаром подкрашенную воду. Что произошло с сахаром после того, как вылили подкрашенную воду в тарелку? Что случилось с башней, когда сахар пропитался водой?
Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.
Заключительная часть.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.
Поэтому хотела бы закончить свой мастер-класс словами К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают сами способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл»