Любовь Свяжина
Мастер-класс для родителей «Методика обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемы родители! Сегодня мы рассмотрим методику одного из видов художественной деятельности в детском саду – аппликации.
Актуальность методических рекомендаций по аппликации определяется тем, что только при правильном проведении занятий по аппликации в процессе обучения детей через использование различных игровых приёмов происходит формирование социально-востребованной творческой личности.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Методика обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации“» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Аппликации. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Аппликация – одно из самых доступных и увлекательных детских занятий, Яркий цвет бумаги или других материалов, различные детали и формы, красочность картинок - всё это похоже на иллюстрации из детских книг, кадры мультфильмов, поэтому аппликация так нравится детям.
Занятия аппликацией имеют большое значение для гармонического развития учащихся. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Ознакомление с разнообразными материалами и техникой аппликации расширяет кругозор ребенка, обогащает его эстетическое чувство. Он становится способным ставить и решать более сложные изобразительные задачи, находить оригинальные решения. Основным материалом для занятия аппликацией является бумага ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.
Вопрос родителям : какие материалы можно использовать для аппликации, кроме бумаги?
Помимо бумаги для аппликаций можно использовать самые различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, листья.
Для работы понадобится:
• ножницы
• клеевой карандаш, клей ПВА (кисти)
• чистая тряпочка
• клеёнка
• коробка под обрезки
С ребёнком можно использовать такие виды аппликационных работ как :
Предметная аппликация используется при передаче несложных, часто одиночных изображений. Целью предметной аппликации является ознакомление детей с формами, их разнообразием, простотой и сложностью конструкции.
Сюжетная аппликация предполагает создание образа, явления, события, какого-либо действия, разворачивающегося во времени. На первых этапах освоения сюжетного изображения целесообразно обозначить его как предметно-тематическую композицию, где тема позволяет объединить знакомые объекты единым, достаточно условным содержанием. Целью сюжетной аппликации является освоение детьми композиционных умений. Развитие способности располагать изображение на всем листе.
Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления.
Основные задачи обучения аппликации следующие :
§ различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
§ знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
§ знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
§ развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
§ составлять изображение предмета из отдельных частей;
§ располагать предметы в сюжетной аппликации.
Усвоение основных приемов вырезывания:
а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;
б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;
в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей;
г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
В младшей группе овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги. Даже это несложное задание требует знания особенностей новой изобразительной формы, ее названия и цвета, умения располагать формы в горизонтальном ряду. Дальнейшее усложнение программного материала происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов. Затем вносится новая форма — квадрат. Наряду с освоением принципов ритмичного расположения одного или двух элементов программой предусмотрено наклеивание предметных изображений, сначала состоящих из одной, затем из 2—3 частей (например, гриб, флажок, снеговик, домик
§ знакомство с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов,— с кругом, квадратом, треугольником;
§ знание цветов — красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;
§ знание понятий «количество» (один, два, три, много, «величина» (большой, маленький, больше, меньше);
§ развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;
§ освоение навыка наклеивания форм.
Виды аппликационных работ для детей младшего возраста с участием взрослого.
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Практическая часть.
Предложить родителям выбрать вид аппликации, которую они хотели бы сделать.
Подведение итогов.
Основная задача на всех этапах освоения раздела программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Постоянно развивая интерес детей к аппликации, взрослый стремиться подобрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в выполнении задания. Следует поощрять смелость в проявлении фантазии, в создании новых форм и декоративных средств выражения образа, ведь главное - не слепое следование образцу, а умение воплотить в бумаге знакомый образ.