Светлана Насибуллина
Использование элементов сенсорной интеграции в работе логопеда. Тематические сенсорные коробки
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование элементов сенсорной интеграции в работе логопеда. Тематические сенсорные коробки».
Цель: познакомить педагогов с понятием логосенсорная интеграция, с видами тематических сенсорных коробок и с использованием их в образовательном процессе.
Темочки:
Впервые с понятием сенсорная интеграция я познакомилась на вебинаре для логопедов Марианны Лынской. Марианна Ильинична - логопед-психолог, ведущий специалист центра «Логомаг», старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии МПГУ, автор множества книг и публикаций о развитии речи детей. Сенсорную интеграцию она активно применяет в своей работе для неговорящих детей и детей с различными нарушениями развития.
Эту методику взяли на вооружение специалисты во многих городах нашей страны. Сенсорная интеграция становится популярным и очень эффективным направлением педагогической и коррекционной помощи детям. Метод был разработан научным сотрудником, эрготерапевтом, Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Понятие сенсорной интеграции и её дисфункции
Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем : зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.
Сенсорная интеграция – упорядочивание, организация ощущений, получаемых от органов чувств, позволяя организму создавать адаптивный ответ (обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение).
Нарушение сенсорной интеграции – это искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для детей с дисфункцией сенсорной интеграции характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Они имеют моноканальный характер восприятия и вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.
Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь (Д. Вильямс). В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.
Дисфункция сенсорной интеграции разной степени у детей, может быть отдельным нарушением у здорового ребёнка или может сопровождать алалию, УО, аутизм, ЗПР.
Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с такими проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.
Логопед в своей работе использует элементы сенсорной интеграции.
Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.
Существуют направления сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской М. И.
1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.
Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например: удерживать губами веточку укропа, сплёвывание с языка различных специй.
2. Логопедический массаж, основанный на использовании мультисенсорных инструментов. Например, щётками аметиста, камнями булыжника, массаж ракушкой, похлопывание розмарином по щекам.
3. Сенсорно-интегративная логоритмика. Интеграция речи и движения.
4. Лексико-граматическая работа на основе сенсорной стимуляции.
Сенсорные подносы (тематические) Имеют обязательно обонятельный отклик, используются как игровой ландшафт.
Сенсорные коробки (тематические). Взаимодействуют через погружение в них чего-то сенсорного.
5. Коррекция слоговой структуры в сенсорных играх.
4. Сенсорно-интегративные интенсивы для детей с родителями. Это курс занятий, для детей с родителями, сочетающий в себе отдых, лечение на курорте и интенсивную работу с ребенком в современных видах занятий и игр. Интенсивы позволяют спровоцировать значимый «скачок» в развитии ребенка, подняв отдельные навыки на качественно новый уровень.
Логопед. Сегодня я вам предлагаю собрать сенсорные тематические коробки.
СЕНСОРНАЯ КОРОБКА - это емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри. Сенсорная коробка развивает в детях воображение, любопытство, способствует нормализации психического и эмоционального состояния, снижению агрессивности и беспокойства, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизирует мозговую деятельность. Параллельно решаются речевые задачи, обогащается словарный запас и совершенствуется грамматический строй. Например: нужно доставать из сенсорной коробки предметы с признаками качества (деревянные, стеклянные, цвета, формы, сопровождать пересыпания или переливания приставочными глаголами, падежно-предложными конструкциями).
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для детей в разные возрастные периоды. На логопедическом занятии наполнение зависит от возраста детей и лексической темы занятия (овощи, фрукты, сад-огород, времена года, пляж, подводный мир, ферма, космос, и. т. д.)
Практическая часть.
Вам понадобятся такие предметы, как:
Ёмкостью может быть пластиковый контейнер, картонная коробка, тазик, большая миска.
Наполнителем сенсорных коробок может быть любой тактильный материал. Это, как правило:
- различные крупы и сыпучести, как обычные, так и окрашенные (макароны, рис, пшено, фасоль, мука, кукурузные хлопья, чай и пр.);
- природные материалы (листья, каштаны, камни, песок);
- водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко;
- текстиль и швейная фурнитура: ленты, пуговицы, кусочки ткани, бусины.
- самодельные наполнители: живой песок, масса для лепки с песком, искусственный снег и другие.
- гелеобразный наполнитель: желе, кисель, гидрогель, пена для бритья.
К наполнителю относятся и различные предметы: маленькие игрушки животных, деревьев, растений; игрушки из киндер-сюрпризов, разнообразные камушки и ракушки, привезенные из отпуска.
Необходимы инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).
Логопед. Перед Вами контейнеры уже с тактильным наполнителем и предметы. Нужно разместить предметы так, чтобы можно было решить одну речевую задачу, т е. предложить детям выполнить 1 игровое задание.
(На столе стоят 4 контейнера с наполнителем и контейнеры с предметами. Два участника собирают одну сенсорную коробку.
Коллеги, можно приступить к работе!
Текст во время работы участников.
Например, задание может быть таким:
- употребление простых и сложных предлогов (в песке, на песке, под ёлкой);
- образование приставочных глаголов (бежал, прибежал, перебежал, убежал);
- образование относительных прилагательных (деревянный, пластмассовый);
- согласование существительных среднего, женского, мужского рода с прилагательными (яблоко красное, клубника красная, кубик красный);
- деление слов на слоги и выкладывание бусинок;
- образование сложных слов (длиннохвостый, коротконогая).
Логопед : Конечно, нужно помнить о мерах предосторожности.
Меры предосторожности.
Лучше заранее обговорить правила игры: то, что в контейнере для игры руками (или ложками, а не для еды).
Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.
Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых.
Для детей до 3-х лет предметы должны быть более крупными.
Игра требует чувства меры и осторожности, при первых признаках усталости лучше переключить внимание детей на другой вид деятельности.
Перед созданием сенсорных коробок нужно убедиться, что у детей нет аллергии на какой – либо компонент.
Примечания.
Дети могут не ограничиваться только периметром коробки. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами коробки.
Играть в сенсорной коробке может один ребенок или несколько, им должно быть удобно и не тесно.
Сенсорную коробку можно оставить в группе, чтобы они могли по – очереди поиграть.
Понаблюдайте за игрой. Что заинтересует больше всего? Что вызовет улыбку или восхищение?
Логопед. Ваши сенсорные коробки готовы! Получилось здорово!
Назовите по одному заданию, которое можно предложить детям.
Логопед. Я очень надеюсь, что данный мастер-класс будет вам полезен для работы. Хочу поблагодарить вас за внимание и участие, а так же пожелать вам творческих успехов!
Для Вас я приготовила буклеты.
Список литературы.
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М. : «Теревинф», 2019 – 272с.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил.
3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. - М. : Теревинф, 2010. - 240 с.
4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.
5. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М. : Парадигма, 2016. — 28 с.
Активация речи Сенсорная интеграция и развитие речи с Марианной Лынской
Сенсорная интеграция и мы. Ассоциация специалистов сенсорной интеграции.