Эльза Ерофеева
Мастер-класс «Использование развивающих игровых пособий Б. П. Никитина с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б. П. Никитина в работе с детьми раннего возраста.
Задачи:
1. Обучить педагогов играм Б. П. Никитина, которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников.
2. Заинтересовать педагогов играми Б. П. Никитина для использования в своей работе.
Публикация «Мастер-класс „Использование развивающих игровых пособий Б, П, Никитина с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
Материал: игры Б. П. Никитина : «Кирпичики», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат».
Вводное слово.
«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б. П. Никитин)
Мы в своей работе с детьми с успехом пользуемся разработками педагогов новаторов Бориса Павловича и Елены Алексеевны Никитиных. Этой выдающейся семье принадлежат уникальные методики раннего развития. В их основе лежат взращивание и воспитание малыша как свободной личности: он самостоятельно познает мир, играя. Педагогическая методика семьи Никитиных известна во многих странах и актуальна по сегодняшний день. Они стали первыми учеными, которые начали говорить о том, что детям необходимо ранее развитие. Суть методики Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. Развивающие игры педагогов основаны на «чудо- кубиках», содержащих в себе принцип «от простого к сложному», так как именно он должен был быть толчком к развитию ребенка. Такие игры способны развить не только память и внимание, но к тому же воображение и пространственные представления у детей. Они научатся быстро и легко находить закономерности и без труда систематизировать и комбинировать любой материал. Ребенок сможет сам увидеть резерв своих возможностей, благодаря вариативности игр и использованию игровых моментов. Кубики способствуют самосовершенствованию малышей.
Развивающие игры Никитиных решают ряд задач :
1. Образовательные: - -Способствовать формированию и закреплению представлений детей о цвете, форме, размере. -Обучать детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму.
2. Воспитательные:
- Способствовать воспитанию саморазвивающейся личности. -Воспитывать аккуратность, точность, усидчивость и целеустремленность. -Способствовать умению принимать решения самостоятельно.
3. Развивающие :
- Развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память.
- Развивать пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, графические способности, цветоощущение, умение анализировать, комбинировать цвета.
Основная часть. Знакомство с развивающими играми Б. П. Никитина.
Рассмотрим несколько развивающих игр Никитина : «Кирпичики», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат».
Игра «Кирпичики» Предназначена для детей от 2 лет. В набор входит:
- 8 деревянных кирпичиков, размером 8х4х2 -чертежи с оригинальными заданиями.
Эта игра примечательна тем, что ребёнок на основе плоских изображений одного предмета с 3-х сторон (3 вида на чертеже, создаёт объёмную модель. Игра имеет широкое разнообразие заданий, начиная с самых простых и заканчивая достаточно сложными. Важно: при проведении занятий обращайте внимание на последовательность - от простого к сложному, чтобы дать ребенку возможность постепенно погрузиться в игру. С помощью «Кирпичиков» можно развить у ребенка :
-пространственное воображение; -аккуратность и графические способности; -внимание и зрительную память; -умение решать нестандартные задачи; -умение анализировать, синтезировать, комбинировать.
Первое задание - знакомство. Берем один из брусков и поворачиваем его разными «боками», прикладываем к схеме, смотрим и учимся мыслить «плоско» - представляем, как предмет будет выглядеть на чертеже.
Познакомились? Дальше - строим «Скамейку», «Диван», «Стол». Потом "Поезд", "Балкончик" и многое другое. Все это представлено в разных масштабах. Благодаря чему ребенку на практике удастся понять значение этого слова.
В дальнейшем задания усложняются, становятся все более замысловатыми. Эта игра и хороша тем, что в нее можно играть детям любого возраста, ее потенциал практически неисчерпаем! Начните с простого. Постепенно ребенок сможет освоить и более сложные задания.
Игра «Кубики для всех»
Эта одна из лучших игр для развития пространственного мышления. Игра будет интересна детям любого возраста.
Начинать играть в Кубики для всех можно с малышами 2-3 лет.
Игра прекрасно развивает :
-пространственное мышление;
-наглядно-действенное мышление;
-аналитико-синтетическое мышление;
-творческие способности (умение решать нестандартные задачи);
-умение комбинировать;
-внимание и воображение;
-цветовое восприятие;
-умение работать со схемой;
-умение соотносить изображение с реальным объектом.
Игра состоит из 7 разных фигур, каждая из которых окрашена в свой цвет, и заданий, расположенных по принципу «от простого к сложному».
Основная задача в «Кубиках для всех» - складывать из фигур модели постепенно возрастающей сложности по рисункам-заданиям. Рисунки-задания специально сделаны бесцветными, чтобы ребенок сам подобрал необходимые фигуры и собрал модель.
Предоставить детям возможность находить решения самостоятельно, без подсказки взрослого, и самим проверять правильность решения. Поэтому начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы вы и малыш могли порадоваться первой победе. Нужно помнить, что от атмосферы и успешности первой встречи с игрой, зависит дальнейшая увлеченность ребенка игрой «Кубики для всех».
Занятия по «Кубикам для всех» начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути, малышу при игре в «Кубики для всех» приходится решать две задачи одновременно. Во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3, которые необходимы для построения модели. Во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели - соединить их и уложить в модель. Первая часть игры представляет собой, мысленный анализ рисунка-задания - на какие фигурки его можно расчленить, а вторая - синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге.
С малышами сначала просто знакомим и собираем предметы. Например, знакомую им мебель: стол, стул, кроватка, кресло. А потом уже, во время игры, можем постепенно придумывать небольшие рассказы или сказки.
Рассказ девочки: «У меня есть собачка»
У меня есть собачка. Мы с ней дружим и часто играем
в прятки (выкладываем из кубиков собачку).
Однажды она так хорошо спряталась, что я долго не могла её найти. Я посмотрела под кроваткой (выкладываем из кубиков кроватку).
Но вместо собачки я там нашла свою потерянную
туфельку (выкладываем из кубиков туфельку).
Потом я заглянула под стол. Там тоже никого не было (выкладываем из кубиков стол).
В комнате ещё стояли два кресла. Посмотрела за креслами. Нет собачки.
(выкладываем из кубиков два кресла).
Куда же она спряталась? Смотрите, вот- же она! Сама нашлась! (выкладываем из кубиков собачку).
Игра «Сложи узор»
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Кубики имеют 6 граней. Каждая грань окрашена в разные цвета. Основных 4 цвета: красный, белый, синий, желтый. Особенность кубиков заключается в том, что две грани кубика комбинируются двумя цветами. Красным и белым треугольниками и другая грань синим и желтым треугольникам. Что позволяет составлять из них цветные узоры в огромном количестве вариантов.
В игру «Сложи узор» можно играть малышам начиная с 1,5- 2 лет.
Игра развивает : -наглядно-действенное мышление; -мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; -цветовое восприятие;
-способности комбинирования; -зрительную память; -самоконтроль и самоанализ; -целеустремленность и усидчивость; -чувство симметрии; -воображение.
Самый первый этап освоения игры, когда взрослый просто играет, а ребенок смотрит и пытается что - то строить. Дети – по высказыванию Никитина - это маленькие обезьянки и любят всё повторять за взрослыми. В зависимости от возраста меняется подход к знакомству с игрой.
В начале игры, взрослые садятся с малышом за стол, высыпают весь набор кубиков и начинают строить башенки, домики, лесенки, дорожки, взяв половину набора себе, а вторую половину предоставив малышу: «Давай играть вместе! Смотри, у меня получилась скамеечка из двух красных кубиков. Возьми себе два кубика, сделай такую же». И дайте малышу два кубика, повернутые красными гранями. Следующий этап- выполнение построек или складывание узоров по словесному заданию. Например: «Я сделала столик с жёлтой скатертью, а ты сделай столик, накрытый белой скатертью». Прежде чем предлагать ребенку сложить узор из 4 кубиков, нарисованный на картинке, надо дать ему понять, что эти кубики можно изобразить на бумаге. Начинать надо с простых заданий - из одного - двух кубиков. Если у малыша возникают проблемы, можно помочь ему словами, например: «Видишь, нарисован кубик, повернутый жёлтой гранью вверх! Давай найдем на твоем кубике жёлтую грань» (ребенок сам ищет).Когда малыш освоится, постепенно можно будет предложить ему более трудные задания: сложить узор по определенному рисунку. Сначала - простые, уже хорошо знакомые одноцветные дорожки и квадраты из 4-х кубиков, чтобы ребенок почувствовал себя уверенно и не испугался сразу сложных заданий. Потом двухцветные и четырехцветные картинки, потом задания неправильной формы (лесенка, цветок, крест). Постепенно ребенок перейдет к более сложным заданиям, будет справляться с ними сам и радоваться своим самостоятельным достижениям. Осваивая игру, с детьми также можно поиграть в «угадай загадку». Отгадывая загадки, собираем из кубиков силуэт по схеме.
У маленькой Катюши
Уселся на макушке.
Не мотылек, не птичка
Держит две косички (бантик)
Расцвели весной на кочке
В поле первые (цветочки)
Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет (бабочка)
К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью(ёлка)
Круглые, квадратные
С начинкой, шоколадные
В фантики яркие одеты
Наши любимые (конфеты)
Игра «Сложи квадрат»
В основе этого развивающего задания лежит головоломка, в которой необходимо из кусочков разной формы и размера сложить квадрат. Игра состоит из 36 разноцветных квадратов, один из которых целый и служит образцом-ориентиром, а остальные 35 разрезаны разными способами. Первые несколько квадратов разрезаны на 2 части, следующие – на 3 части, более сложные квадраты состоят из 4-7 частей. Все квадраты поделены на три уровня сложности по 12 квадратов. Задание имеет несколько уровней сложности, поэтому подходит для детей разного возраста. Первые упражнения под силу решить даже 1,5-2 летним малюткам, более сложные вызовут интерес у старших ребят.
Игра представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.
Игра «Сложи Квадрат» наиболее эффективна для занятий с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста и развивает : -логическое мышление; - способность к анализу и синтезу (умение анализировать задачу и находить решение); - творческие способности (умение решать нестандартные задачи); - способность визуализировать цель и предвидеть результат; - глазомер; - умение достраивать до целого; - цветовое восприятие; - умение сосредотачиваться; - формирует эталон формы квадрата; - дает представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.
Основная задача игры - складывание целых квадратов из одноцветных фрагментов различной формы, начиная с самых простых.
В игре «Сложи Квадрат», как и в других развивающих играх Никитиных, сложность заданий увеличивается постепенно. Этот принцип «от простого к сложному» дает детям возможность находить решения самостоятельно, без подсказки взрослого.
Как играть в «Сложи квадрат»? 1. Выложите на стол все квадраты (части) и перемешайте их.
2. Рассортируйте по цвету все кусочки квадрата и разложить на кучки (попросите ребенка назвать цвета и оттенки, сосчитать).
3. Теперь нужно правильно сложить квадраты (можно устроить соревнования на время).
Далее, как только малыш станет постарше и справится с этой задачей, можно потихоньку усложнять игру: - сортировать кусочки не по цвету, а по форме; - делать из составных частей домики или дорожки для машинок; - на ощупь определять форму элемента; - находить части определенного цвета и составлять фантазийную фигуру, например, домик, машину, крокодила, уточку. - играть с элементами на время, к примеру, отобрать как можно больше треугольников за одну минуту.
Когда с этими вариантами ребенок справляется без труда, то стоит переходить к более сложным заданиям — собирать головоломку одного цвета по образцу.
Образец — это целый квадрат, на котором нанесены линии для разреза. Малыш может покрутить части, приложить их к примеру и выбрать вариант для сборки единого целого. Начинать стоит с несложных элементов, например, квадратов из 2 3 частей. Главное условие — ни в коем случае не помогать ребенку при сборке. Пусть решение головоломки займет больше времени, но малыш должен разобраться во всем без помощи взрослого. Родители могут лишь создать настрой, мотивировать на получение результата.
Игры с подобными заданиями актуальны для деток от 1 до 7 лет. Количество элементов, из которых состоит квадрат, нужно постепенно увеличивать, но только в том случае, если кроха справился с предыдущим уровнем на отлично.
Никитинские игры рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень их вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка. Итак, уважаемые коллеги, мы с вами рассмотрели несколько увлекательных игр Б. П. Никитина, которые мы используем в работе с детьми. Благодарю вас за участие и внимание.