Наталия Скрягина
Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется задаче социальной адаптации старших дошкольников.
Социализация — это процесс усвоения и принятия норм и правил общества; способность адекватно оценивать себя, окружающих людей, ситуации. От успешной социализации зависит будущее ребенка, то как он адаптируется в современном обществе. Одним из условий качественной социализации старших дошкольников может быть сформированность их мыслительной деятельности. В настоящее время, у детей поступающих в школу наблюдается слабо сформированные мыслительные операции и мышление у таких детей находится на низком уровне. Человек от природы наделен мышлением, именно мышление является высшей ступенью человеческого познания окружающего мира. Возможность управлять мышлением и все связанные с этим операции называются мыслительные способности. Все люди различны и мыслительные способности у них развиты по-разному, но их можно совершенствовать. Чтобы развивать мыслительные способности первую очередь необходимо развивать логическое мышление, аналитические способности. Развивать и совершенствовать логические мыслительные процессы нужно начиная с простейшего. Ребёнок растёт и вместе с ним развивается его мышление. Сначала это наглядно-действенное мышление (практические действия над предметами). Далее по мере взросления развивается наглядно-образное мышление (опора на представления и образы). Затем словесно-логическое (оперирование с помощью логических операций и понятий). Формирование логических операций это очень важный фактор для развития всесторонне развитой личности. Обычно к старшему дошкольному возрасту уже формируется логическое мышление именно в этом возрасте необходимо уделять как можно больше времени развитию мыслительных способностей, так как это является основным в подготовке дошкольников к школе.
Публикация «Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для развития мышления дошкольник должен овладеть такими мыслительными операциями :анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Для решения этих задач педагог всегда находится в поиске новых методов и форм организации процесса образования детей в дошкольном учреждении и тем не менее, конечно же на первый план выходит игра, как ведущий вид деятельности детей. С помощью игровых методов можно повысить эффективность формирования мыслительных способностей у дошкольников можно использовать дидактические игры, игры с предметами, с природным материалом, настольно-печатные, словесные игры и игровые упражнения и задания.
Для развития процессов анализа и синтеза хорошо подходят задания на выбор предмета из группы по какому-либо признаку, а также задания на выбор нескольких предметов по одному признаку, на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам. Сначала задания можно выполнять практически, а потом перейти на уровень умственных действий.
Игры на сравнение помогают определить сходство и различие объектов. Сначала мы учим ребенка сравнивать два объекта, затем переходим к сравнению группы объектов, находим различия, потом сходства предметов т. е. постепенно усложняем задачу.
На основе сравнения предметов у ребенка развивается мыслительная операция обобщение. Обобщение-это мысленное объединение предметов по их свойствам и признакам. Обобщение может быть оформлено как практически, так и в словесной форме.
Когда ребенок научился сравнивать и обобщать предметы он может освоить следующую мыслительную операцию-классификацию. Классификация это мысленное распределение предметов по отдельным группам. Классифицировать можно насекомых, деревья, одежду, продукты питания, автомобили и так далее. Классифицировать можно по названию, размеру, цвету, форме.
Благодаря учебно-игровым пособиям развивается логическое мышление, умение выделять свойства в объектах, пространственные представления, представления о множестве; формируются математические понятия; дети знакомятся с формой, цветом, размером объектов, а также развиваются творческие способности.
В своей практической деятельности я использую учебно-игровые пособия в непосредственной образовательной деятельности, в индивидуальной работе.
Работая с логическими блоками, ребята научились сравнивать, обобщать, классифицировать фигуры.
Работа с палочками Кюизенера способствует развитию наглядно-действенного мышления, развивает творчество, воображение, фантазию, мелкую моторику.
Развиваем конструкторские способности с помощью деревянного конструктора «Томик».
Пазлы, разрезные, картинки учат выполнять операции анализа и синтеза.
Игра «Овощи, фрукты, ягоды» учит классифицировать предметы.
Для развития математических способностей изготавливаю игры своими руками.
Продуктивные виды деятельности также способствуют развитию мыслительных способностей.
Лепим из соленого теста, рисуем.
Работая над формированием мыслительных способностей необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка то есть осуществлять личностно-ориентированный подход. Вся система занятий строится в зависимости от уровня развития ребенка на данный момент и с учетом его возможностей в ближайшем будущем.