Татьяна Дручик
«В солнечном царстве, космическом государстве». Конспект итогового интегрированного занятия по познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи
Образовательные:
Сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство».
Обобщить представления детей о солнце и солнечной системе, звёздах, кометах, спутниках.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения при созда-нии «Карты Солнечной системы».
Развивающие:
Создавать условия для развития познавательной активности, самостоя-тельности в поиске необходимой информации.
Развивать навыки логичного, последовательного, эмоционального вы-разительного рассказывания.
Развивать творческие способности, фантазию и воображение на основе использования необычных материалов в художественно-творческой дея-тельности.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости людьми, посвятившими свою жизнь освоению космоса.
Воспитывать уважение к интеллектуальному труду своих сверстников, убеждение в ценности интеллекта.
Педагог с детьми входит в группу. На экране - изображение Солнечной системы.
Воспитатель рассказывает:
Перед вами необъятное Солнечное царство, Космическое государство. В честь какого щедрого светила оно получило свое название?
Дети:
В честь Солнца, которое сияет в самом его центре.
Воспитатель:
Солнце одаривает своим светом и теплом всех, живущих в его царстве. Как назвали люди жителей Солнечного царства?
Дети:
Планетами.
Воспитатель:
Каждая из них неустанно катится вокруг Солнца по своей дороге. Как называют-ся эти длинные космические дороги?
Дети:
Орбиты.
Воспитатель:
Верно. Дети, давайте посмотрим внима-тельно на изображение Солнечной системы. Какая планета, ребята, живет ближе всех к Солнцу?
Дети:
Меркурий!
Воспитатель:
А дальше всех?
Дети:
Нептун!
Воспитатель:
Верно! Оттуда с Нептуна Солнца почти не видно. Вспомните, пожалуйста, какая планета на вечернем небосклоне самая яркая?
Дети:
Венера, ее называют «утренней звездой».
Воспитатель:
А какая планета сияет темно-красной звездочкой?
Дети:
Марс, похожий на ягодку брусники или клюквы.
Воспитатель:
Есть в Солнечном царстве и свои планеты-великаны. Назовите их имена!
Дети:
Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран.
Воспитатель:
Только не подумайте, что жителям Солнечного царства скучно путешествовать в одиночестве по длинным космическим дорожкам. Большинство из них - вовсе не одиноки. Почти у каждой планеты есть спутники. У нашей Земли есть спутник?
Дети:
Есть, это - Луна!
Воспитатель:
А у Марса - два спутника-малыша, кто знает их имена?
Дети:
Фобос и Деймос.
Воспитатель:
А у планет-великанов - целые семейства, по десять и более спутников у каждой планеты.
А еще в Солнечном царстве видимо-невидимо маленьких планет — хвостатых небесных тел, называемых кометами, метеоритами. Поистине, Солнечное царство, огромно!
Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба манили к себе людей древних времен. Но отправиться в космическое путешествие люди смогли совсем недавно. И побывали они только на ближайшей к Земле соседке — на ее спутнике Луне.
Дети, а что необходимо иметь космонавтам, чтобы не сбиться с маршрута и не заблудиться в огромном Космическом царстве?
Дети:
Космическую карту!
Воспитатель:
Я совершенно с вами согласна и предлагаю вам создать карту Солнечной системы необычным способом из ярких разноцветных ниток! Для этого каждому из вас необходимо выбрать для себя одну из планет Солнечной системы и правильно подобрать для ее изображения цвет ниток. И, так, друзья мои, за дело!
По окончании работы воспитатель:
А теперь, друзья мои, представьте, что каждый из вас побывал на своей планете и готов рассказать о ней так интересно, чтобы и нам тоже захотелось побывать на ней.
Переходит к столику, на котором расположен ноутбук.
Воспитатель:
Внимание! Внимание! Центр управления полетами планеты Земля вызывает на связь самую близкую к Солнцу планету.
На большом экране появляется изображение Меркурия. Ребенок, выпол-нивший аппликацию этой планеты, рассказывает.
Ребенок:
Меркурий — самая маленькая планета Солнечной системы, а света и тепла ей достается больше всех! Днем на Меркурии ужасная жара, а ночью — трескучий мороз. Вся планета покрыта кратерами и глубокими впадинами. Она совершенно не похожа на Землю!
Воспитатель:
Сколько же чудес на этой планете: и кратеры, и обрывы, и ужасная жара, и ужасный холод! Ну, что ж, размещайте Меркурий на его орбите! Ребенок работает с макетом космической карты.
Воспитатель:
Внимание! Внимание! Центр управления полетами вызывает на связь Венеру.
Выходит ребенок, выполняющий аппликацию этой планеты.
На экране появляется ее изображение.
Ребенок рассказывает.
Ребенок:
За блеск и красоту земляне называют Венеру — утренней звездой. На Венере есть воздух, но для землян он ядовит. Круглый год на планете жаркое лето. Вся поверхность планеты усеяна камнями и обломками скал. На Венере ничего не растет, и нам не пришлось бы собирать грибы и ягоды в лесу!
Воспитатель:
Какая загадочная планета Венера! Интересно, почему у нее нет спутника, как у других планет? Пройди, пожалуйста, к космической карте и задай Венере ее космический маршрут.
Воспитатель предлагает ребенку пройти к космической карте и задать Венере ее космический маршрут.
Воспитатель:
А центр управления полетами вызывает на связь красную планету.
Ребенок рассказывает:
Марс называют красной планетой, потому, что у нее земля — красного цвета, а небо — розового. Всему виной красноватая пыль, которая лежит повсюду. А когда поднимается ветер, начинается настоящая пылевая буря, и Марс превращается в грозную планету.
Предлагает ребенку поработать с макетом карты.
Воспитатель:
Внимание! Внимание! Центр управления полетами вызывает на связь планеты-гиганты.
Выходят дети, которые создавали аппликации Юпитера, Сатурна, Нептуна и Урана. О них рассказывает кто-то один из детей.
Ребенок:
Эти планеты живут очень далеко от солнца. У них нет твердой земли, их поверх-ность похода на густой, тягучий и обжигающий кисель. Зато их внешность украшают множество колец, состоящих из камней и пыли. Ни с чем несравнимое зрелище!
Воспитатель:
Уважаемые, астронавты! Поработайте, пожалуйста, с космической картой.
Дети работают с макетом.
Ребята, как вы думаете, наша карта уже готова к использованию в космическом путешествии?
Ответы Детей.
Давайте подойдем и посмотрим. Я ясно вижу, что здесь не хватает чего-то очень важного!
Дети:
Не хватает комет и метеоритов.
Воспитатель:
Ну, конечно, на карту надо обязательно нанести эти маленькие космические тела, которые представляют серьезную угрозу для космического корабля! Встреча с ними может быть весьма опасной! Разместите, пожалуйста, на нашей карте кометы и метеориты!
Звучит песня «14 минут до старта» (сл. В. Войновича, муз. О. Фельцмана)
Воспитатель:
Дети, а мы с вами ничего не забыли?
Дети:
Мы забыли разместить на карте нашу планету — Земля!
Воспитатель:
Дети, кто готов это сделать?
Ребенок размещает планету. На экране появляется изображение Земли с высоты космического полета.
Ребенок:
Смотрите, как необычно выглядит Земля!
Воспитатель:
Громадные горы превратились в мелкие морщинки, реки в тоненькие извилистые ниточки. Разноцветными красками выделяются серебристо-белые облака, синяя гладь морей и океанов, зеленые пятна лесов, желтые пустыни.
Это наша Земля посылает своих сыновей прокладывать в бесконечной Вселенной первые космические дорожки, а потом с нетерпением ждет их возвращения на родную Землю.
Звучит песня «Я - Земля!» (сл. В. МураДели, муз. Е. Долматовского)
Воспитатель:
Это — огромная, прекрасная и уютная планета — наш общий космический дом. И в этом общем для всех землян доме есть дом поменьше, но такой же удивительный и прекрасный — это наша страна, наша красавица:
Ее имя — Россия! Давайте закончим наше большое космическое путешествие красивой песней о нашей любимой России.
Звучит песня «Моя Россия» (сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве)