Яна Шмидер
Мастер-класс для дошкольного возраста «Социо-игровая педагогическая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Социо-игровая педагогическая технология»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
Публикация «Мастер-класс для дошкольного возраста „Социо-игровая педагогическая технология“» размещена в разделах
2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Ход мастер-класса
Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов.
Именно из разнообразия существующих технологий я остановила свой выбор на социо-игровой технологии. Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность.
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - социо - означает малый социум (не социальный, поэтому правильное написание названия технологии через дефис. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность:
Таким образом, социо-игровая технология - это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.
Для того, чтобы наглядно продемонстрировать как я применяю данную технология в работе с детьми. Предлагаю вам попробовать себя в роли детей. Приглашаю участников фокус-группы.
Как правило для мотивации детей к совме6стной деятельности мы используем сюрпризный момент. Либо проблемную ситуацию с участием какого-либо героя.
В нашем случае, как и в конкурсном НОДе – это муравей Тишка, который обратился за помощью. Тишка рассказал о том, что налетел сильный ветер и всё в лесу перепутал, и теперь лесные обитатели не могут разобраться в том, какое сейчас время года и как к нему готовиться, если не выполнить задания ветра, то животные могут погибнуть.
Ребята как мы сможем помочь Тишке?
- нужно выполнить задания ветра.
РАБОТУ с детьми в рамках данной технологии я организовываю в три этапа:
• на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь определенных правил, которые мы совместно с ними оговариваем заранее, придумывая им схематическое обозначение:
1. Один за всех и все за одного.
2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
4. Умей попросить и принять помощь.
• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение педагог обучает дошкольников.
Помимо 3-х этапов необходимо учитывать, что применение данной технологии основывается на 6 основных правилах:
1-е. Правило «Деление детей на малые группы».
Прежде чем приступить к работе, нам нужно детей разделить на группы, количество детей в группе будет зависеть от возраста воспитанников и от задач, которые мы ставим перед детьми. Способы деления на группы вы видите на слайде. Это может быть считалочка, вытягивание цифр с номером группы, деление по заданному признаку и т. д.
Возвращаемся к нашей совместной деятельности. Первое задание ветра – обитателей животного мира можно разделить на разные среды обитания. Назовите их?
- Водная, воздушная, наземная.
Предлагаю вам вытащить по одному листочку, а затем найти пару и соединить в целое.
Посмотрите, пожалуйста, какая среда обитания изображена на вашей карточке? Назовите её.
Здесь мы прервёмся. Когда мы выполнили 1-е правило – «деление на группы», оговариваем 2-е правило этой технологии : «Смена лидерства».
Это правило обозначает, что в течение совместной деятельности перед выполнением каждого задания членам группы нужно выбрать лидера, который будет выражать мнение всей группы.
Лидера можно выбрать тоже разными способами: голосованием, считалочкой, расчётом на 1-й, 2-й, 3-й и т. д.
Обращается к фокус-группам: я предлагаю вам договориться, кто из вас будет лидером в первом задании. Договаривайтесь.
Когда команды выбрали лидера.
Вводим 3-е правило «Смена мизансцен». Это правило позволяет детям общаться в разных уголках группы. Назовите их?
Ответы: за столами, на ковре и т. д. если выполнение задания не требует дополнительного оборудования (например, если при выполнении задания нужно провести эксперимент, то его проводят в специально оборудованном месте).
В рамках нашего помещения это сложно продемонстрировать, а в группе дети легко ориентируются и выбирают подходящее место.
- Как вы думаете, с какой целью может применяться это правило? (Ответы)
Смена мизансцены позволяет детям снять эмоциональное напряжение, помогает переключиться. Чем чаще дети меняют мизансцены, места, позы тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность.
Вводим 4-е правило «Смена темпа и ритма». Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, с помощью песочных часов колокольчика и т. д. Это делается для того, чтобы дети понимали, что у каждого задания есть своё начало и конец.
ИТАК. Вернёмся к нашей совместной деятельности. Мы разделились на группы, вы выбрали лидера. Выбрали место для выполнения задания.
Я предлагаю вам приступить к дальнейшей работе, но вы должны помнить, что задание вы выполняете до тех пор пока сыплется песок, но может получиться так, что 1-а из команд может выполнить задание быстрее другой, чтобы не отвлекать других у вас на столах есть флажок, как только вы будете готовы дать ответ поднимите его, но при этом ждём окончания времени отведенного на выполнение задания.
На столе перед вами лежат карточки с изображением представителей животного мира, вам нужно выбрать тех, кто обитает в вашей среде.
Время пошло…
Если команда готова, лидер дает ответ.
Хорошо, с этим заданием вы справились, следующее задание от ветра.
Планируя работу с детьми по социо-игровой технологии учитываем 5-е правило «Интеграция видов деятельности», что соответствует требованиям ФГОС ДО. Обучение происходит в игровой форме, с использованием различных игр, на развитие внимания, мышления, умения взаимодействовать друг с другом.
Попробуем это на практике. Вы снова выбираете лидера. Каждый лидер получает карточку с изображением какого-либо представителя животного мира, эту карточку вы не показываете команде. Задача лидера описать животное: его внешние признаки, чем питается, где обитает, как готовится к зиме. Задача членов команды понять о ком идет речь, если недостаточно информации от лидера, они могут задавать наводящие вопросы. Давайте попробуем…
Таким образом выполняя разные задания из разных образовательных областей с использованием разных видов деятельности, мы ориентируемся на 6-е правило «133 зайца». Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.
Работая в данном направлении, я предполагаю, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками мы сможем достигнуть следующих результатов:
• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
• дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;
• у них не будет чувства страха за ошибку.