Татьяна Проскурякова
Мастер-класс для педагогов «Использование с дошкольниками логических блоков Дьенеша по познавательному развитию (ФЭМП)»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема: Использование с дошкольниками логических блоков Дьенеша по познавательному развитию / ФЭМП/.
1 слайд
Мастер-класс для педагогов
"Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по математическому развитию дошкольникок"
2 слайд
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование с дошкольниками логических блоков Дьенеша по познавательному развитию (ФЭМП)“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по познавательному развитию дошкольников.
Задачи:
1. Донести до осознания педагогов необходимости работать с блоками Дьенеша.
2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.
Материал: блоки Дьенеша, игрушки медведь и заяц, схемы, символы свойств, карта «Довези машину до гаража», 4 обруча, методическая литература.
3 слайд
Создатель логических блоков Венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Пал Дьенеш.
4 слайд
Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. Цветом - красные, желтые, синие;
3. Размером -большие и маленькие;
4. Толщиной -толстые и тонкие.
5 слайд
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Варианты игр с блоками Дьенеша я привожу в порядке возрастающей трудности. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой».
Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.
Цель: Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально.
5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.
6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.
Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы.
6 слайд
Дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.
Цель: Блоки Дьенеша способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи
«Дорожки»
Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы) .
7слайд
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств.
8-9 слайд
И глядя на модель, выполняют задание: покажи такую фигуру. (свойство) Усложняем: Покажи фигуру по форме и размеру. (2свойства)
Покажи фигуру по размеру, цвету и форме (3 свойства).
10 слайд
Полученные знания дети легко переносят в игровую деятельность.
Д/и «Магазин»
11 слайд
Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).
12 слайд
Начинаем знакомство с самого простого, попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не жёлтый, не круглый и не красный и т. п.
13 слайд
Затем усложняем: фигурки по цвету, но не такие по форме. (2 свойства)
14-15 слайд (работа педагогов)
Усложняется работа со схемами по стрелочкам. Постройте дорожку по схеме.
16 слайд
В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, уже способны работать по указанию педагога.
Например, игра «Цепочка» : Расставь блоки так, чтобы они не повторялись по форме.
III. Игры для детей старшего возраста.
Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются.
Цель: Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих). Ответ: он не красный, не синий, некруглый, не треугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?
17 слайд
Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления геометрических фигур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т. д.
Например, используя обручи, мы садим огород, собираем грибы и ягоды.
А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.
«Посадим красивую клумбу» (работа педагогов)
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.
На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина, Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
18 -19 слайд
Конструирование «Грузовик»
20 слайд
Игра «Заселим новый дом»
21- 23 слайд
Игра «Украсим елку бусами»
Цель:
развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• умение "читать схему"
• закрепление навыков порядкового счета
Описание игры:
Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.
24-25 слайд
Помимо самих блоков, есть учебно – методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша.
Логические блоки Дьенеша, несомненно, приносят только пользу: улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, совершенствуют фантазийную грань сознания. Это дидактическое пособие дает возможность проявить самостоятельность и учит не останавливаться, достигая поставленной цели.
26 слайд
Рефлексия. Итогом нашего мастер-класса будет ваш ответ на сколько полезным и интересным для вас показался мастер-класс. Для этого проведем игру. На слайде показаны схемы блоков и объяснения к ним. Если вы считаете, что на мастер-классе ничего нового не узнали, значит поднимает блок, соответствующий первой схеме. Если чуть-чуть дополнили свои знания по данной теме, то поднимаете блок, соответствующий второй схеме и т. Д.
27 слайд Спасибо за внимание