Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов по проведению отдельных видов исследований по теме «Музыкальное экспериментирование с детьми ОВЗ»

Лариса Чеберяк
Мастер-класс для педагогов по проведению отдельных видов исследований по теме «Музыкальное экспериментирование с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

для педагогов по проведению отдельных видов исследований по теме : «Музыкальное экспериментирование с детьми с ОВЗ».

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах применения технологии проектной деятельности в работе с детьми.

Задачи:

• Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме внедрение в педагогический процесс технологии музыкального экспериментирования.

Публикация «Мастер-класс для педагогов по проведению отдельных видов исследований по теме „Музыкальное экспериментирование с детьми ОВЗ“» размещена в разделах

• Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

• Развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на мастер-класс, где мы обсудим проведение отдельных видов исследований в рамках «Музыкального экспериментирования с детьми с ОВЗ.

Именно в музыкальном экспериментировании выявляются следующие развивающие задачи:

- Развитие интеллектуальных и музыкальных способностей детей;

- Развитие речи детей;

- Развитие сенсорных, слуховых способностей,

- Развитие внимания, мышления, музыкальной памяти

- Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики

- Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука

- Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников

- Развитие у детей умственных способностей

- Развитие у детей комплекса музыкальности :

1. чувство ритма,

2. ладовое чувство

3. эмоциональная отзывчивость.

4. музыкальная память

5. музыкальный слух

В экспериментальной музыкальной деятельности педагог использует различные методы для достижения результатов:

- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.

- Наблюдения за объектом

- Просмотр иллюстраций

- Прослушивание музыкальных произведений

- Беседа с элементами дискуссии

- Познавательный рассказ музыкального руководителя

- Проведение опыта, эксперимента.

В систему музыкальной работы по экспериментальной деятельностивходят следующие разделы:

- сочинительство

- изготовление простейших музыкальных инструментов

- сюрпризные моменты

- игры-эксперименты

- концерты

- фотовыставки

- развлечения

- занятия эксперименты

На сегодняшний день для всех понятно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим в ДОУ педагоги широко используют различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.

Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребенок должен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно.

Исследованиям и экспериментам может быть посвящено целое музыкальное занятие. Но чаще всего исследования и эксперименты я включаю только в какую – либо часть занятия.

Почти все, что нас окружает – звучит. Звуков вокруг очень много и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком – еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования.

Звук живет в любом предмете,

Сколько их – посмотри!

Звук-шутник, играя с нами,

Любит прятаться внутри.

Одни звуки мелодичные, другие – похожие на шум, т. е. музыкальные и немузыкальные.

Давайте все вместе похлопаем в ладоши.

И что же у нас получилось? - Хлопки!

Хлопки — это звук, который прячется у нас в ладошках. А теперь давайте встанем и помаршируем. Раз, два, три! Вы что-нибудь услышали? (Топот ног)

Конечно, в полу тоже прячется звук, который мы простучали ногами. А вы любите смеяться? А ведь смех — тоже звук. И у каждого смеха свой звук.

Можно поиграть. Например: «У меня есть платочек. Я его подбрасываю, а пока он летит, вы смейтесь» (смехотерапия).

А где еще может прятаться звук? Сейчас поищу.

Достаю бумажные стаканчики, палочки, колокольчики, трещотки и т. д.

Мы попали с вами в царство “Сказочные звуки”.

Послушай музыку вокруг,

Она во всем — в самой природе

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Все на свете люди знают:

Звуки разные бывают;

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Сказка – шумелка.

1. Осень топает по крышам Топ, топ, топ (топаем ногами)

2. Осень шлепает по лужам. Шлеп, шлеп, шлеп (стучим ладошками по стулу)

3. Осень листьями шуршит. Шур, шур, шур (шелестим бумагой)

4. Осень ветерком кричит. Уу-Уу-Уу. (руки рупором и дуем).

5. Дождик капает по крыше. Кап, кап, кап (стучим палочкой по стеклянному стаканчику)

6. Пахнет спелым урожаем. Ах, Ах, Ах. (стучим палочками)

7. Осень листьями танцует. Тра-тата, тра-та-та. (шуршим бумагой)

8. Осень красками рисует. Кра-со-та ( поднимаем руки и говорим: «Ах!»)

Здесь живут волшебные инструменты. Они нам помогут сделать музыкальную сказку.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стуки -

Музыкальные есть звуки.

А откуда берутся такие звуки? Для того, чтобы получилась музыка, нужны музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные, духовые, клавишные, клавишно – духовые.

Музыкальная сказка.

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещотка).

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!» (кастаньеты).

3. Ставни черные дрожали, и окошки дребезжали (звенит колокольчик).

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок (свистулька).

"Рождение музыкальных инструментов"

Е. Н. Егорова

Однажды человек на берег вышел,

Морскую раковину подобрал,

Поднёс её он к уху и услышал

Шум волн: как будто бы за валом вал

Накатывает на песок прибрежный.

Задумался, находку покрутив,

В её отверстие подул он нежно

И услыхал приятный вдруг мотив.

Ещё раз дунул - энергично, сильно,

Чтоб громкий, резкий отзыв получить.

Так выучился звучно и красиво

На раковине человек трубить

В дни праздников, в сражениях, в дороге…

С тех пор минуло много тысяч лет.

Изобретён из кости, глины, рога

Народом каждым свой был инструмент.

Волынку сделали из козьей кожи,

Из дерева - кларнет, зурну, фагот…

Из меди трубы стали делать позже,

И медь, блестя на солнышке, поёт

В оркестре духовом великолепно,

Когда идёт торжественный парад.

И в залах, и в садах для нас волшебно

Мелодии воздушные звучат.

А если у нас нет ни одного музыкального инструмента, ни одного предмета под рукой, а есть овощи и фрукты, а нам так хочется сыграть какую-нибудь мелодию?

Я вас научу, как можно использовать обычные овощи и фрукты для создания весёлой музыки. Высушенные тыквы могут быть барабанами или любыми ударными, если их заполнить крупой, семечками – это почти маракасы. Из морковки, кабачка, вырезав середины можно сделать духовые инструменты. Если разрезать тыкву «гитару» и натянуть леску, она будет соответствовать своему названию, получится струнный инструмент. Здесь должно сработать воображение и знание музыкальных инструментов. В умелых руках любой предмет может стать музыкальным и сказочным.

А вот если под рукой нет ничего. Тогда можно сыграть на себе. Ведь тело человека это тоже инструмент.

Особенности применения ритмо-техники

«Боди-перкуссия» в процессе проведения занятия

В методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа звуко-двигательные элементы имеют широкое применение и получили общее название как «звучащие жесты». Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок, составлять из них ритмо-двигательные партитуры. Именно в звучащих жестах полезно прорабатывать различные ритмические фигуры прежде, чем переносить их исполнение на ударные или шумовые инструменты.

Для детей с ОВЗ необходимо рекомендовать применение хлопков с ровной ритмической пульсацией в четком рисунке на 2 / 4 и 4 / 4.(см. Рис. 1.)

Рисунок 1.- Ритмическая пульсация

Хлопки могут быть представлены в видах:

-хлопок горстью - ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим.

-хлопок плоской ладонью,. в разных местах ладони,. по пальцам или запястью - каждый раз звук будет разным.

• Под шлепками в процессе проведения занятия, подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами.

При мышечной зажатости у детей с ОВЗ, сделать это не просто, требуется время для освоения движения. Эти двигательные элементы рекомендуется выполнять сидя, для лучшей опоры корпуса и уверенности в своих силах. Преподаватель в этой учебной ситуации помогает ребенку, показывая движение, иногда даже взяв руки ребенка в свои.

Рисунок 2.- Ритмический рисунок для выполнения одновременно двумя руками

Рисунок 3.- Ритмический рисунок для выполнения отдельными ударами левой или правой рукой

Рисунок 4.- Ритмический рисунок для выполнения отдельных ударов каждой рукой в чередовании

• В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками. Данное упражнение выполняется с осторожностью, при условии отсутствия сильных поражений конечностей рук.

• Скольжение ладонью по ладони или по верхней части груди применяем полностью.

• Удары ладонями по плечам, по груди;

Методическим вариантом идеи звучащих жестов является фиксация (на начальном этапе) смены длительностей в мелодии. Например:

-все четверти - шлепки по бедрам,

-восьмые - хлопки в ладоши и т. д.

Элементы ритмо-техники можно делать как стоя, так и сидя. В положении «сидя» дополнительные звуковые краски можно извлечь из табуреток с плоским деревянным сидением, или полых деревянных кубов. Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом, причем начинать надо с наиболее легкого: с сочетания шлепков и хлопков. Постепенно можно задействовать все большее количество разных «инструментов», ставя все более сложные как ритмические так и координационные задачи. При систематических упражнениях в этом направлении, возможно исполнение небольших композиций с использованием возможностей человеческого тела. Перкуссии тела могут быть выполнены одним ребенком, так и несколькими группами детей для создания музыкального ансамбля.

Последовательность разучивания звукодвигательных элементов на занятии

Для организации учебного процесса ребенку с ОВЗ рекомендуется самому подбирать комфортную позу для выполнения практических заданий (сидя, стоя).

1. Первый этап:

На первом этапе дети с ОВЗ включаются в процесс, центрируются и интегрируются в группу. Эмоциональные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне в виде «азбуки звуков», «ритмических зарисовок», создаваемых ресурсами собственного организма. На этом этапе происходит обучение данной категории детей пользоваться доступным языком бесчисленных звуков, которые могут создаваться только с помощью собственного тела. Это основные базовые звуки: хлопки и аплодисменты, похлопывания, щелчки, топот, голосовые эффекты (свист, цокот и т. п., а также их бесчисленные вариации, которые получаются за счет изменения техники игры. Таким образом происходит осознание своих чувств, мыслей и их связи с миром звуков, собственным телом и его возможностями.

2. Второй этап:

На этом этапе отдельные звуки соединяются в коллективные ритмы и мелодии, дети-участники начинают взаимодействовать друг с другом. Повторяя и усиливая звуковые эффекты, экспериментируя посредством нового ритмического языка, участники погружаются в мир музыкальной импровизации. Этому способствуют выполнение комплекса упражнений, направленных на: исследование основ звукоизвлечения ( вариации игры: тихо - громко, медленно - динамично, ритмично - хаотично); расширение знаний основных ритмов; удержание базы (основного ритмического рисунка) и солирование; создание совместной композиции (с использованием основных ритмов и импровизации). Совместно с педагогом и детьми с ОВЗ разучиваются небольшие композиции на четкую ритмическую пульсацию. Отдельно прорабатывается каждый ритмический рисунок на хлопки, шлепки или удары ладонями. Совместное творчество и импровизация, создание музыкальных зарисовок (или мелодии, или музыки) единым коллективом, способствует общему единению, подчеркивается вклад и уникальность каждого участника.

3. Третий этап:

Представление продукта совместной деятельности в результате полученных знаний и навыков. Возможны два формата: создание музыкальной композиции всеми детьми-участниками - одной большой командой-оркестром или подготовка музыкальных зарисовок малыми группами и презентация друг другу.

Дети с ОВЗ учатся самостоятельно выполнять несложные движения руками и телом под музыку. Выполняются две, три композиции на разные жесты с четким ритмическим рисунком. В результате появляется определенный репертуар, который можно расширять и дальше, включая элементы импровизации и используя их в различных направлениях мероприятий.

В перспективе решения задач по созданию инструментального или шумового оркестра детей с ОВЗ, возможно введение шумовых инструментов (бубны, маракасы).

Использование данного вида деятельности в работе с детьми способствует :

- развитию познавательных процессов;

-зрительно-моторной координации;

-воображению.

Использование ритмо-техники боди-перкуссии на занятиях с детьми с ОВЗ способствует развитию чувства ритма, развитию навыка слушания и взаимодействия в ансамбле через ритмические композиции, умению импровизировать, прочувствовать ритм всем телом, ощутить его «внутри себя».

Ритмо-техника боди-перкуссия повышает учебную мотивацию, создает ситуацию успеха, что способствует социализации детей с ОВЗ. Данный вид деятельности обладает рядом несомненных достоинств: необходимой универсальностью, гибкостью, высокой адаптивностью и сочетанием с различными методиками педагогического процесса.

Список литературы

1. Забурдяева Е. Г., Карш Н. Н., Перунова Н. Н., Посвящение Карлу Орфу. Вып. 2., СПб, 2010., 56с.

2. Котышева Е. Н. Основные направления использования музыки в коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья// Социальная работа с молодё жью: социально-педагогические и психологические аспекты. Материалы 12-й Международной научно-практической конференции факультета психологии и педагогики ОмГПУ. Омск. : Изд-во «Алые паруса», 2009.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста»Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста» Игра - ведущий вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Для малышей игра является мотивирующим фактором в изобразительной.

Мастер-класс для педагогов по проведению эксперимента «Радуга, или Шагающая вода»Мастер-класс для педагогов по проведению эксперимента «Радуга, или Шагающая вода» В этом году я проводила мастер-класс по детскому экспериментированию для педагогов. И одним из экспериментов который я показывала, как.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование по сказке»Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование по сказке» Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование по сказке» Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов- участников.

Мастер-класс для воспитателей «Любопытный лисенок». Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста «Метод экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Демонстрация.

Мастер-класс по конструированию из бумаги в технике оригами «Подружки Радужные гусенички» из отдельных модулейМастер-класс по конструированию из бумаги в технике оригами «Подружки Радужные гусенички» из отдельных модулей Мастер-класс по конструированию из бумаги в технике оригами «Подружки - Радужные гусенички» из отдельных модулей ко Дню гусенички на МAAM.

Мастер-класс по проведению эксперимента с детьми 6–7 лет «Как сосновая шишка реагирует на влажность воздуха»Мастер-класс по проведению эксперимента с детьми 6–7 лет «Как сосновая шишка реагирует на влажность воздуха» Цель: узнать, почему у сосновых шишек раскрываются и закрываются чешуйки. Задачи: - закреплять умение проводить опыты, подбирать оборудование;.

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению физкультминуток Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими.

Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышамиРекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Детство – это период, когда в ребенке закладываются.

Рекомендации родителям по проведению занятия по лексической теме «Насекомые» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «НАСЕКОМЫЕ». Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ»Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ» Игры на восприятие вкуса. Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов по проведению отдельных видов исследований по теме «Музыкальное экспериментирование с детьми ОВЗ»
Опубликовано: 24 октября 2023 в 20:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов по проведению отдельных видов исследований по теме «Музыкальное экспериментирование с детьми ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Чеберяк (УИ 212226) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД