МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Культура питания в дошкольном учреждении»

Вера Куропатенкова
Мастер-класс для педагогов «Культура питания в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс

Тема: «Культура питания в дошкольном учреждении»

Цель: оказание методической помощи воспитателям по организации приема пищи и сервировке стола.

Задачи:

Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :

- учить подготовке стола к приему пищи с учётом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований;

-совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Культура питания в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Образовательной области «Речевое развитие»

- развивать навыки диалоговой речи путём обобщения знаний по культуре поведения за столом.

Оборудование и материалы: предметы сервировки стола: скатерть, салфетница, салфетки, хлебница, тарелки, кружки, ложки, вилки, ножи; фартуки, колпачки, проектор, ноутбук, экран.

Содержание:

1. Организация питания детей в группах

2. Правила сервировки стола

3. Формирование культурно-гигиенических навыков за столом Застольная беседа.

4. Принципы работы педагога по организации питания

5. Памятка для педагогов по организации питания в группах

6. Литература.

Ход мастер-класса

Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым. Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

Как правило:

-дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;

- не всегда используют салфетку;

- не знают названия блюд;

-не соблюдают правила поведения за столом;

-не всегда используют столовые приборы по назначению.

1. Организация питания детей в группах

1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается :

- в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

- в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующим дошкольного учреждения.

3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.

4. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан :

- промыть столы горячей водой с мылом;

- тщательно вымыть руки;

- надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

- проветрить помещение;

- сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3-4 лет

6. Общие требования:

- дежурство носит характер поручений;

- единство требований со стороны обоих воспитателей и помощника воспитателя;

- обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

- назначают по 1 дежурному для каждого стола (младший); 2 дежурных на все столы – средний возраст старший возраст.

- поощрение и благодарность за помощь.

7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

- во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;

- разливают III блюдо;

- в салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи);

- подается первое блюдо;

- дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);

- по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;

- дети приступают к приему первого блюда;

- по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;

- подается второе блюдо;

- прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.

9. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.

2. Правила сервировки стола

В дошкольном учреждении детей учат питаться на классический, европейский манер. Вилка - в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого, сервируют столы.

Вилки дают детям, начиная со 2-ой младшей группы (2 полугодие, а ножи — со старшей группы

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо, тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх, нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог съесть ягоды из компота, тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны.

К полднику и ужину стол сервируется, как и на завтрак.

3. Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;

правильно пользоваться столовыми приборами;

кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

брать пищу небольшими порциями;

есть тихо;

правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);

сидеть с прямой спиной;

аккуратно составлять посуду после еды;

относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом : не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Одной из форм привития культуры питания является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет салфетницы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: вложить в салфетницы салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи:

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

И начнем сервировать.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

4. Застольная беседа.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

-не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

- не говорить пока во рту пища.

• Взрослые разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей (уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились).

• Не следует делать замечания всем детям сразу.

Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом.

• Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить.

• Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т. п.

5 Принципы работы педагога по организации питания

строгое выполнение распорядка дня: времени и интервалов между приемами пищи

• соблюдение условий приема пищи и правил поведения ребенка во время еды;

• осуществление преемственности в организации питания в дошкольном учреждении и дома.

5. Памятка для педагогов по организации питания в группах

условия положительного отношения к еде:

•удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

•благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

•разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа

жизни;

•исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);

•постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

•оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

•позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой тогда они охотно едят;

•во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

7. Литература

1. Алямовская В. Г., Белая, К. Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М. : Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с.

2. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М. : Педагогика, 1989. – 144с. :ил.

3. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С. С., Воронеж: 2009. - 112с.

4. Николаева С. О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб. -метод. Пособие / С. О. Николаева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79с.

5. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду : Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. –С. 39-55.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Организация прогулки в дошкольном учреждении в летний оздоровительный период» Прогулка – заранее организованный воспитателем режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, который проходит на свежем.

Консультация для педагогов «Особенности адаптации детей в дошкольном учреждении» Основные особенности адаптации. Слезы, капризность, подавленное состояние, возбудимость, гнев, агрессивное проявление (от недели до месяца).

Консультация для педагогов, родителей «Система нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении» СИСТЕМА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном обществе.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности» МБДОУ № 19 «Золотая рыбка» города Искитима 23.11.2017 Мастер-класс для педагогов Подготовил: Старший воспитатель Волошина М. А. «Культура.

Мастер-класс для педагогов по ниткографии к конкурсу «Педагог года в дошкольном образовании»Мастер-класс для педагогов по ниткографии к конкурсу «Педагог года в дошкольном образовании» 2019 гМастер – класс для педагогов Тема «Нетрадиционная техника рисования «ниткография» Цель мастер-класса: расширить знания педагогов.

Мастер-класс для педагогов «Развитие невербального общения в дошкольном возрасте в процессе игры» Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в овладении эффективными способами невербального общения. Задачи: - продемонстрировать.

Презентация «Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении» Вашему вниманию я представляю опыт работы с родителями. Я работаю в МБДОУ№58 "Ручеек" с. Дальнее. С коллегой Марией Григорьевной Милегиной.

Мастер-класс «Квест как современная игровая технология в дошкольном образовательном учреждении» Квест «Космическое путешествие» Добрый день, дорогие коллеги, сегодня я хочу представить вам мастер-класс на тему «Квест, как современная.

Консультация «Культура поведения и воспитание в дошкольном учреждении» Понятие «Культура поведения» особенности воспитания культуры поведения в дошкольномОдним из направлений в нравственном развитии ребенка.

Семинар для педагогов «Система сопровождения ребенка с СДВГ в дошкольном образовательном учреждении» СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью — доставляет немало проблем не только самому ребенку, но и окружающим его людям: родителям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Культура питания в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 08:30
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Культура питания в дошкольном учреждении»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Куропатенкова (УИ 319393) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД