Вера Куропатенкова
Мастер-класс для педагогов «Культура питания в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
Тема: «Культура питания в дошкольном учреждении»
Цель: оказание методической помощи воспитателям по организации приема пищи и сервировке стола.
Задачи:
Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
- учить подготовке стола к приему пищи с учётом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований;
-совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Культура питания в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Продукты питания
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Образовательной области «Речевое развитие»
- развивать навыки диалоговой речи путём обобщения знаний по культуре поведения за столом.
Оборудование и материалы: предметы сервировки стола: скатерть, салфетница, салфетки, хлебница, тарелки, кружки, ложки, вилки, ножи; фартуки, колпачки, проектор, ноутбук, экран.
Содержание:
1. Организация питания детей в группах
2. Правила сервировки стола
3. Формирование культурно-гигиенических навыков за столом Застольная беседа.
4. Принципы работы педагога по организации питания
5. Памятка для педагогов по организации питания в группах
6. Литература.
Ход мастер-класса
Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым. Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.
Как правило:
-дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;
- не всегда используют салфетку;
- не знают названия блюд;
-не соблюдают правила поведения за столом;
-не всегда используют столовые приборы по назначению.
1. Организация питания детей в группах
1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается :
- в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;
- в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.
2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному заведующим дошкольного учреждения.
3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.
4. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан :
- промыть столы горячей водой с мылом;
- тщательно вымыть руки;
- надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;
- проветрить помещение;
- сервировать столы в соответствии с приемом пищи.
5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3-4 лет
6. Общие требования:
- дежурство носит характер поручений;
- единство требований со стороны обоих воспитателей и помощника воспитателя;
- обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);
- назначают по 1 дежурному для каждого стола (младший); 2 дежурных на все столы – средний возраст старший возраст.
- поощрение и благодарность за помощь.
7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.
8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:
- во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;
- разливают III блюдо;
- в салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи);
- подается первое блюдо;
- дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);
- по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;
- дети приступают к приему первого блюда;
- по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;
- подается второе блюдо;
- прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.
9. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.
2. Правила сервировки стола
В дошкольном учреждении детей учат питаться на классический, европейский манер. Вилка - в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого, сервируют столы.
Вилки дают детям, начиная со 2-ой младшей группы (2 полугодие, а ножи — со старшей группы
В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.
К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо, тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх, нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.
К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог съесть ягоды из компота, тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны.
К полднику и ужину стол сервируется, как и на завтрак.
3. Формирование культурно-гигиенических навыков за столом
По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу.
Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:
самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
правильно пользоваться столовыми приборами;
кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:
брать пищу небольшими порциями;
есть тихо;
правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
сидеть с прямой спиной;
аккуратно составлять посуду после еды;
относить за собой часть посуды.
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом : не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.
Одной из форм привития культуры питания является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет салфетницы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: вложить в салфетницы салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи.
Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи:
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
И начнем сервировать.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
4. Застольная беседа.
Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.
При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:
-не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,
- не говорить пока во рту пища.
• Взрослые разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей (уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились).
• Не следует делать замечания всем детям сразу.
• Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом.
• Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить.
• Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!
• «Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т. п.
5 Принципы работы педагога по организации питания
• строгое выполнение распорядка дня: времени и интервалов между приемами пищи
• соблюдение условий приема пищи и правил поведения ребенка во время еды;
• осуществление преемственности в организации питания в дошкольном учреждении и дома.
5. Памятка для педагогов по организации питания в группах
условия положительного отношения к еде:
•удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;
•благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;
•разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа
жизни;
•исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);
•постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;
•оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;
•позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой тогда они охотно едят;
•во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.
7. Литература
1. Алямовская В. Г., Белая, К. Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М. : Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с.
2. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М. : Педагогика, 1989. – 144с. :ил.
3. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С. С., Воронеж: 2009. - 112с.
4. Николаева С. О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб. -метод. Пособие / С. О. Николаева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79с.
5. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду : Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. –С. 39-55.