Марина Волошина
Мастер-класс для педагогов ДОО «Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 19 «Золотая рыбка» города Искитима
23.11.2017
Мастер-класс для педагогов
Подготовил: Старший воспитатель Волошина М. А.
«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»
Цель: повышение компетентности молодых педагогов ДОО в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.
Задачи:
• способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи; приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;
• совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.
План проведения
1. Культура речи педагога.
2. Требования к речи воспитателя ДОО
3. Коммуникативные качества хорошей речи
4. Практическая часть
5. КОЛЛАЖ
Культура речи педагога
Слайд 1-2. Проведя анкетирование среди педагогов своего детского сада на тему: «Культура речи педагога», я пришла к выводу, что из 13 педагогов со сложившейся системой работы, в 2014 году 7 человек допускали ошибки в употреблении новые педагогических терминов, предусмотренных ФГОС; использовали в речи диалекты, устаревшие слова, неправильно ставили ударения в словах. В 2015 же году эта цифра сократилась до 2-ух человек. Из 4-ех протестированных молодых педагогов в 2014 все 4-рочасто неоправданно употребляли слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использовали в речи слова, не понятные детям, без уточнения их значения. В 2015 году всего лишь один педагог еще допускает ошибки при оформлении своих речевых высказываний.
Поэтому, на мой взгляд, будет не лишним еще раз напомнить вам, уважаемые педагоги, о речевой культуре как о важнейшем качестве вашей профессиональной деятельности.
Слайд 3. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.
Слайд 4. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
А сейчас мне бы хотелось остановиться на требованиях к речи воспитателя. Обратите внимание на слайд.
Слайд 5. Требования к речи воспитателя ДОО (презентация)
Речь педагога должна быть : грамотной, литературной, культурной и безупречно вежливой. строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт, точной, ясной и простой, выдержана по темпу и силе голоса, эмоциональной, образной, выразительной. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
Коммуникативные качества хорошей речи
Ну а каковы же коммуникативные качества речи? Попробуем в этом сегодня разобраться, выполнив ряд заданий. За выполнение заданий, вы будете получать жетоны.
Зачастую можно услышать как не только начинающие педагоги, но и педагоги с большим педагогическим опытом допускают ошибки в ударении при проговаривании слов. Я хочу предложить вам пары слов с профессионального языка в свете требований ФГОС, т. к. раздел 1. Общие положения п. 1.6. говорит о формировании у детей общей культуры личности.
1. обеспЕчение – обеспечЕние вариативность педагогического процесса в свете ФГОС
2. вклЮчит – включИт личностно-развивающий подход
3. зАдать – задАть направление детской инициативы
4. катАлог – каталОг с дидактическими играми
5. красИвее – красивЕе поделка
6. пОнял – понЯл правила игры
7. углУбленное изучение – углублЁнное изучение ФГОС
8. дОсуг – досУг для детей
9. повтОришь – повторИшь стихотворение
10. СрЕдства- СредствА для создания благоприятных условий
Слайд 6 с правильными вариантами ответов (по щелчку).
Какие на ваш взгляд коммуникативные качества речи мы сейчас с вами затронули, выполнив это задание. Совершенно верно - правильность и точность.
Вывешиваем на древо слова правильность, точность.
Слайд 7. А вы никогда не задумывались над тем, каким образом педагог может украсить свою речь. Сделать так, чтобы воспитанники слушали вас с замиранием сердца, ловя каждое ваше слово. Чтобы родители ваших детей бежали на родительские собрания как на праздник, чтобы коллеги всегда с интересом и вниманием слушали вас на всевозможных мероприятиях. Слайд 8. Сейчас хочу предложить вам разыграть сценку «Диалог перед педсоветом».
- Вы к педсовету приготовились? (К. В.)
- Приготовиться можно только к прыжку или ко сну, а перед таким важным мероприятием спрашивают: "Вы сготовились, прицелились, обустроились, снарядились?" (Н. В.)
- Тоже сказала! Снарядиться можно только в путь-дорогу или снарядиться в новую шубку. Правильно надо сказать: "- Вы к педсовету припаслись?"(К. М.)
- Это белки и ежики припасаются, а мы же…ПЕ-ДА-ГО-ГИ! В таких случаях говорят: "Вы в полной боевой готовности?"(М. И.)
- Ну и ну! Мы и так всегда в полной боевой готовности: поддержку детской инициативы осуществляем, компетентность родителей повышаем, преемственность со школой реализуем. А вы! Ну и ну! Зачем же спрашивать, вы в полной боевой готовности?" (Н. Н.)
- Ну что вы раскричались как сороки. Все варианты верны. Мда… великий и могучий русский язык трудно держать за зубами. (Н. А.)
А сейчас о каком коммуникативном качестве шел разговор?
Вывешиваем на древо слова выразительность, уместность, богатство
Слайд 9. «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» (А. П. Чехов). И это несомненно так, но современное педагогическое пространство диктует свои требования, свои порядки, свои правила. Появляется много новых, доселе непонятных нам слов. Иногда эти слова не всегда верно нами употребляются. Попробуем в этом разобраться.
Объяснить значение иностранных слов
Компетенция Рефлексия
Пояснение.
Слайд 10. Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода. Компетенция – совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.
Слайд 11. Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Уважаемые педагоги, вижу, что вы отлично знаете значение слов рефлексия и компетенция. Попробуйте же теперь употребить эти слова в контексте предложения.
Вывод. Использование заимствованных слов уместно, если вы точно знаете значение этих слов.
Слайд 12. Вернемся к высказыванию А. П. Чехова «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» Вопрос: Что понимается под словом изысканный?
Ответ: Использование в речичуждых литературному языку элементов: диалектизмов, жаргонныхслов,иностранных, вульгарныхслов, слов-паразитов.
Оправдывая использование всвоей речи сленга,педагоги привелиследующие доводы:
6 человек; — примитивная привычка
2 человека;— экономия языковыхсредств
2 человека;— для выражения яркихэмоций
1 человек; — в юмористических целях
1 человек; — для доступности речи,понятности,
5человек— с человеком близким по духу.
Слайд 13. Сейчас я предлагаю вам заглянуть внутрь себя, провести рефлексивную деятельность и честно задать себе вот такой вопрос: А чиста ли моя речь? Не засорена ли она словами-паразитами. Если да, то, какими?
Вывешиваем на древо слова, чистота, логичность.
Слайд 14. Компоненты красивой речи :
- правильность,
- богатство,
- чистота,
- логичность,
- точность,
- выразительность,
- уместность.
Слайд 15. Культура речи
Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)
Он образец красивой речи.
Освещая путь детишкам, (прикрепляются фото детей).
Лучики бегут навстречу.
Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)
В них своё хитросплетение.
Это поза, жесты, взгляд,
Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)
Солнце капелек коснулось.
Что за чудо-красота?
Засияла речь игриво,
Появилась радуга. (Прикрепляется изображение радуги.)
Семь компонентов нашей речи
Запомнить просто и легко.
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло.
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая!
Ведь от неё поёт душа!
Сей стих приобретет известность.
И в этом есть свой толк, уместность. (Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)
Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)
Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)
Вот задача педагога –
И светла будет дорога!
Чтоб гордились русской речью,
Её величеством и силой.
Ну, а знания о речи
Только радость приносили!
Получилась необычная картина! Всем понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда речь наших воспитанников будет грамотна.
Слайд 16. Закончить нашу с вами встречу хочется словамифранцузского философаиписателяВольтера:«Выучить несколько языков — дело одного или двухлет;ачтобынаучитьсяговоритьна своемязыкекакследует,надополжизни».