МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов ДОО «Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности»

Марина Волошина
Мастер-класс для педагогов ДОО «Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ № 19 «Золотая рыбка» города Искитима

23.11.2017

Мастер-класс для педагогов

Подготовил: Старший воспитатель Волошина М. А.

«Культура речи педагога – как компонент профессиональной компетентности»

Цель: повышение компетентности молодых педагогов ДОО в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.

Задачи:

• способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности“» размещена в разделах

• уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи; приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;

• совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.

План проведения

1. Культура речи педагога.

2. Требования к речи воспитателя ДОО

3. Коммуникативные качества хорошей речи

4. Практическая часть

5. КОЛЛАЖ

Культура речи педагога

Слайд 1-2. Проведя анкетирование среди педагогов своего детского сада на тему: «Культура речи педагога», я пришла к выводу, что из 13 педагогов со сложившейся системой работы, в 2014 году 7 человек допускали ошибки в употреблении новые педагогических терминов, предусмотренных ФГОС; использовали в речи диалекты, устаревшие слова, неправильно ставили ударения в словах. В 2015 же году эта цифра сократилась до 2-ух человек. Из 4-ех протестированных молодых педагогов в 2014 все 4-рочасто неоправданно употребляли слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использовали в речи слова, не понятные детям, без уточнения их значения. В 2015 году всего лишь один педагог еще допускает ошибки при оформлении своих речевых высказываний.

Поэтому, на мой взгляд, будет не лишним еще раз напомнить вам, уважаемые педагоги, о речевой культуре как о важнейшем качестве вашей профессиональной деятельности.

Слайд 3. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Слайд 4. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

А сейчас мне бы хотелось остановиться на требованиях к речи воспитателя. Обратите внимание на слайд.

Слайд 5. Требования к речи воспитателя ДОО (презентация)

Речь педагога должна быть : грамотной, литературной, культурной и безупречно вежливой. строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт, точной, ясной и простой, выдержана по темпу и силе голоса, эмоциональной, образной, выразительной. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

Коммуникативные качества хорошей речи

Ну а каковы же коммуникативные качества речи? Попробуем в этом сегодня разобраться, выполнив ряд заданий. За выполнение заданий, вы будете получать жетоны.

Зачастую можно услышать как не только начинающие педагоги, но и педагоги с большим педагогическим опытом допускают ошибки в ударении при проговаривании слов. Я хочу предложить вам пары слов с профессионального языка в свете требований ФГОС, т. к. раздел 1. Общие положения п. 1.6. говорит о формировании у детей общей культуры личности.

1. обеспЕчение – обеспечЕние вариативность педагогического процесса в свете ФГОС

2. вклЮчит – включИт личностно-развивающий подход

3. зАдать – задАть направление детской инициативы

4. катАлог – каталОг с дидактическими играми

5. красИвее – красивЕе поделка

6. пОнял – понЯл правила игры

7. углУбленное изучение – углублЁнное изучение ФГОС

8. дОсуг – досУг для детей

9. повтОришь – повторИшь стихотворение

10. СрЕдства- СредствА для создания благоприятных условий

Слайд 6 с правильными вариантами ответов (по щелчку).

Какие на ваш взгляд коммуникативные качества речи мы сейчас с вами затронули, выполнив это задание. Совершенно верно - правильность и точность.

Вывешиваем на древо слова правильность, точность.

Слайд 7. А вы никогда не задумывались над тем, каким образом педагог может украсить свою речь. Сделать так, чтобы воспитанники слушали вас с замиранием сердца, ловя каждое ваше слово. Чтобы родители ваших детей бежали на родительские собрания как на праздник, чтобы коллеги всегда с интересом и вниманием слушали вас на всевозможных мероприятиях. Слайд 8. Сейчас хочу предложить вам разыграть сценку «Диалог перед педсоветом».

- Вы к педсовету приготовились? (К. В.)

- Приготовиться можно только к прыжку или ко сну, а перед таким важным мероприятием спрашивают: "Вы сготовились, прицелились, обустроились, снарядились?" (Н. В.)

- Тоже сказала! Снарядиться можно только в путь-дорогу или снарядиться в новую шубку. Правильно надо сказать: "- Вы к педсовету припаслись?"(К. М.)

- Это белки и ежики припасаются, а мы же…ПЕ-ДА-ГО-ГИ! В таких случаях говорят: "Вы в полной боевой готовности?"(М. И.)

- Ну и ну! Мы и так всегда в полной боевой готовности: поддержку детской инициативы осуществляем, компетентность родителей повышаем, преемственность со школой реализуем. А вы! Ну и ну! Зачем же спрашивать, вы в полной боевой готовности?" (Н. Н.)

- Ну что вы раскричались как сороки. Все варианты верны. Мда… великий и могучий русский язык трудно держать за зубами. (Н. А.)

А сейчас о каком коммуникативном качестве шел разговор?

Вывешиваем на древо слова выразительность, уместность, богатство

Слайд 9. «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» (А. П. Чехов). И это несомненно так, но современное педагогическое пространство диктует свои требования, свои порядки, свои правила. Появляется много новых, доселе непонятных нам слов. Иногда эти слова не всегда верно нами употребляются. Попробуем в этом разобраться.

Объяснить значение иностранных слов

Компетенция Рефлексия

Пояснение.

Слайд 10. Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода. Компетенция – совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.

Слайд 11. Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Уважаемые педагоги, вижу, что вы отлично знаете значение слов рефлексия и компетенция. Попробуйте же теперь употребить эти слова в контексте предложения.

Вывод. Использование заимствованных слов уместно, если вы точно знаете значение этих слов.

Слайд 12. Вернемся к высказыванию А. П. Чехова «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» Вопрос: Что понимается под словом изысканный?

Ответ: Использование в речичуждых литературному языку элементов: диалектизмов, жаргонныхслов,иностранных, вульгарныхслов, слов-паразитов.

Оправдывая использование всвоей речи сленга,педагоги привелиследующие доводы:

6 человек; — примитивная привычка

2 человека;— экономия языковыхсредств

2 человека;— для выражения яркихэмоций

1 человек; — в юмористических целях

1 человек; — для доступности речи,понятности,

5человек— с человеком близким по духу.

Слайд 13. Сейчас я предлагаю вам заглянуть внутрь себя, провести рефлексивную деятельность и честно задать себе вот такой вопрос: А чиста ли моя речь? Не засорена ли она словами-паразитами. Если да, то, какими?

Вывешиваем на древо слова, чистота, логичность.

Слайд 14. Компоненты красивой речи :

- правильность,

- богатство,

- чистота,

- логичность,

- точность,

- выразительность,

- уместность.

Слайд 15. Культура речи

Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)

Он образец красивой речи.

Освещая путь детишкам, (прикрепляются фото детей).

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,

Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво,

Появилась радуга. (Прикрепляется изображение радуги.)

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко.

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло.

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая!

Ведь от неё поёт душа!

Сей стих приобретет известность.

И в этом есть свой толк, уместность. (Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)

Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)

Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)

Вот задача педагога –

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью,

Её величеством и силой.

Ну, а знания о речи

Только радость приносили!

Получилась необычная картина! Всем понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда речь наших воспитанников будет грамотна.

Слайд 16. Закончить нашу с вами встречу хочется словамифранцузского философаиписателяВольтера:«Выучить несколько языков — дело одного или двухлет;ачтобынаучитьсяговоритьна своемязыкекакследует,надополжизни».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного воспитателя». Тренинг для педагогов Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя. Задачи:.

Развитие профессиональной компетентности педагога как условие реализации требований ФГОС доо Повышение профессиональной компетентности педагогов –один из факторов эффективности внедрения ФГОС. Происходящие реформы в системе дошкольного.

Индивидуализированная среда как показатель профессиональной компетентности педагогов Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий.

Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО. Вы никогда не сумеете решить возникшую.

Информационная компетентность педагога библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности Информационная компетентность Информационная компетентность педагога-библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности.

Конспект деловой игры с воспитателями «Повышение профессиональной компетентности педагогов» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов. Задачи: • Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов,.

Консультация педагога-психолога для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР» Консультация педагога-психолога по формированию социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР для педагогов ДОУ. Как показывает.

Сетевое взаимодействие как средство развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ Изменения, происходящие в российском образовании, находятся в прямой зависимости от особенностей педагогов, их личностных качеств, степени.

Культурные и методические требования к речи педагога ДОО как важнейшего показателя профессиональной компетентности Тема выступления «Культурные и методические требования к речи педагога ДОО как важнейшего показателя профессиональной компетентности педагога».

Эссе «Методический кабинет как ресурс развития профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации ФГОС ДО» Согласно действующему в дошкольном образовании ФГОС ДО, а также в связи с модернизацией и реформированием системы образования в России в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОО «Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности»
Опубликовано: 29 июня 2019 в 13:49
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО «Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Волошина (УИ 65427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД