Дыдыкина Римма
Консультация для педагогов, родителей «Система нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении»
СИСТЕМА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном обществе актуальна и сложна. В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» отмечено, что на рубеже 20-21 веков «резко снизился воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма».
Публикация «Консультация для педагогов, родителей „Система нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
В. Распутин писал «Мы воспитали поколение людей, не восприимчивых к наследию предков, поколение, у которого отмер орган, позволяющий отличить временное от вечного.». Среди проблем нравственно-патриотического воспитания отмечаются как старые проблемы (Отцов и детей, так и новые (Межэтнические конфликты в современном обществе).
Что же такое патриотизм? Хочется ответить словами другого писателя, Григория Бакланова: «Патриотизм - это не доблесть, и не профессия. Это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему, что впитано с молоком матери. Это очень интимное чувство. Об этом не кричат. За всю войну я ни разу не слышал, чтобы кто-то сказал о себе «Я - патриот». Он делал дело, которое должен делать человек, когда его Родине грозит опасность. Так же и в мирное время: патриотизм выражается в делах, а не в самовозвеличивании.»
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность защищать его.
Патротизм проявляется в поступках и деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного, патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, детского сада, учебных заведений, трудовых коллективов и заканчивая высшими органами государства.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Потенциал дошкольного возраста в плане формирования основ личности очень высок. Упущенное в дошкольном возрасте наверстать в школе чаще всего не удастся.
Каковы же основные нормативно-правовые документы, но основе которых осуществляется нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Во-первых, это «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», 21 мая 2003 года.
В концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.
Основные задачи:
- воспитание у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- формирование бережного отношения к природе, всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям, промыслам
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений об истории нашей Родины;
- знакомство детей с символами государства (герб, гимн, флаг);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения своих родителей, земляков, страны в целом;
- формирование толерантности - чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в трудовой деятельности, в быту. Воспитываются не только патриотические чувства, но и формируются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно- патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Что это такое? Оно начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. (Красивая картина природы, увиденная в городе или селе, яркая народная игрушка, здание храма, театра, музея). И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности юного патриота.
Велика роль в нравственно-патротическом воспитании художественной литературы, именно народной сказки. Сказки любого народа передают из поколения в поколение основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, смелость. К. Д. Ушинский писал «Сказки - это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно Ушинский ввел термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют интерес и любовь к традициям своего народа, но и способствуют патриотическому воспитанию личности.
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение ребенка. Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье начинается процесс формирования личности, формирования и развития патриотических чувств и понятий.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, родной страной, ее столицей, государственными символами, законами (Конституция, права и обязанности). О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным наследиям других народов.
Поэтому воспитатель прежде всего должен сам хорошо знать историю и современность родного края, родного города (владеть информацией о культуре, исторических памятниках, достопримечательностях, традициях народов, населяющих родной край)
Отбирая материал для работы с дошкольниками, педагог должен найти яркие, конкретные, доступные пониманию малыша образы, вызывающие у него интерес и, самое главное, эмоциональный отклик. Излагаемый воспитателем материал должен затронуть чувства ребенка, если обращаться только к разуму, воспитательного эффекта не получится.
Какие сведения должны усвоить дети:
4 года. Знать членов своей семьи, место работы и профессию родителей. Знать название своей улицы, улицы, где находится детский сад. Знать и уважать труд сотрудников детского сада (воспитателя, няни, повара, медсестры). С самого раннего возраста следует так же приучать ребенка выполнять свои обязанности, помогать окружающим и близким. Это формирует в маленьком человеке ответственность за свои поступки и развивает самостоятельность, как необходимое условие жизнедеятельности свободного гражданина.
5 лет. Диапазон объектов, с которыми знакомится ребенок расширяется: малыш знакомится с тем, что расположено на ближайших улицах - школа, почта, кинотеатр, аптека и т. д. Ребенок должен иметь представление об их назначении, о людях тех профессий, кто там работает. Понимать, что все это создано для удобства людей. Знать название города (села, где он живет, свой домашний адрес. Уметь вести себя дома, в группе, в обществе, знать основные правила этикета, получать радость от трудовой деятельности.
6 лет. Район города, где живут дети и город в целом. Старший дошкольник должен знать, в честь кого названы улицы и площади города. Иметь представление о народных промыслах мастеров родного края, народных традициях. Иметь понятия о природе родного края и деятельности человека по ее охране и улучшении. Знакомство с трудом родителей, взрослых, работающих на предприятиях города. Знаменитые люди родного края (воины, спортсмены, космонавты, герои труда, артисты, писатели, художники и т. п.). Иметь представление о правах и обязанностях людей, детей, соблюдать и выполнять их. Проявлять сознательную заботу о близких людях и помогать им. Уважительно относиться к пожилым людям, малышам, оказывать посильную помощь и заботу. Сознательно беречь природу.
7 лет. Знакомство с историей Родины, родного города и края. Знакомство с другими городами России, столицей нашей Родины, государственной символикой. Работа с картой, глобусом, как моделью Земли. История своей семьи, заслуги родителей, бабушек и дедушек. Культура, искусство и обычаи народов, населяющих родной край, интерес и уважительное отношение к людям другой национальности. Наш дом - планета Земля, интерес к жизни людей в других странах, к их традициям и культуре. Ответственность за свои поступки, порученные дела, трудолюбие, умение общаться в соответствии с принятыми в обществе нормами как в коллективе взрослых, так и детей. Критичное отношение к поступкам окружающих.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями, возрастом и интересами детей.
Планирование данной работы наиболее целесообразно вести по следующим блокам «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Родной город», «Родной край», «Наша страна», «Наш дом - Земля».
Темы повторяются из группы к группе, наполняясь все новым, более сложным и доступным по возрасту ребенку содержанием.
Формы проведения работы по нравственно-патриотическому воспитанию могут быть как традиционными (беседы, занятия, целевые прогулки и экскурсии, игры, развлечения, чтение и обсуждение художественной литературы, продуктивная деятельность, так и новыми: метод исследовательских проектов, «виртуальные» путешествия, переписка по электронной почте с детьми из села, другого города, другой страны, детско-родительские «поисковые клубы», приглашение интересных людей в детский сад, музейная педагогика, в том числе и оборудование мини-музеев в дошкольном учреждении, лектории для детей и родителей и т. д.
Особое значение приобретают различные формы работы с семьей, так как именно в семье закладываются основы нравственности и гражданственности человека. (Составление генеалогического древа семей воспитанников, оформление «Семейных альбомов» в группе, папки-раскладушки по темам «Наши деды - защитники Отечества», «Наши мамы, наши папы», «Кто наши выпускники», консультации для родителей и родительские собрания, посвященные вопросам нравственно-патриотического воспитания, совместные с родителями экскурсии в музеи, походы в театр, парк, к памятным местам города, концерты для ветеранов, дни открытых дверей и открытые занятия, совместные праздники с военно-спортивной и фольклорной тематикой, привлечение родителей к оформлению мини-музея ДОУ и уголков группы и др.).
Таким образом, воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут настоящими гражданами своей страны.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Е. Казеева «Гражданственность, как интегративное качество личности» ж. «Дошкольное воспитание» №5. 2005г.
2. Н. Комратова «С чего начинается Родина.» ж. «Управление ДОУ» №6 2003г.
3. А. Игуменщева «О гражданском воспитании дошкольников» ж. «Дошкольное воспитание» №10 2005г., №5 2006г.
4. Т. Комарова «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» ж. «Дошкольное воспитание» №2 2006г.
5. Т. Ревнюк «Программа «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа» ж. «Дошкольное воспитание» №4 2001г.
6. Федорова Л. Ф. «План патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы» ж. «Управление ДОУ» №1 2005г.
7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. ж. «Управление ДОУ» №1 2005г.
8. Лебедева О. В. «Этапы патриотического воспитания детей» ж. «Управление ДОУ» №1 2005г.