Анна Семушина
Семинар для педагогов «Система сопровождения ребенка с СДВГ в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью — доставляет немало проблем не только самому ребенку, но и окружающим его людям: родителям, учителям, воспитателям. Такой ребенок сразу заметен среди других детей. Он не сидит на месте ни минуты, вертит головой, отвлекается на любой шум, не доведя одно дело до конца, принимается за другое. Взрослых и сверстников такой ребенок не слушает, все проходит мимо его внимания, В быту таких детей называют «трудными», «неуправляемыми».
Публикация «Семинар для педагогов „Система сопровождения ребенка с СДВГ в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью впервые был описан почти сто пятьдесят лет назад. Первое описание трудного ребенка, сделанное профессиональным врачом, принадлежит немецкому психиатру из Франкфурта ХейнрихуХоффманну—Доннеру (HeinrichHoffmann-Dormer).
СДВГ - одно из самых распространенных детских поведенческих расстройств. По данным разных авторов, оно наблюдается у 3—7% детей, причем в 3—4 раза чаше встречается у мальчиков. Особенно сильно СДВГ проявляется в учебной деятельности: дети с нормальным и высоким интеллектом не справляются с заданиями и хуже учатся, чем их сверстники.
Типичными признаками СДВГ являются нарушения внимания (дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность. Обычно выделяют три типа СДВГ :
1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания (самая распространенная формаСДВГ).
2. Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания (встречается гораздо чаще у девочек, чем умальчиков и отличается своеобразным уходом в свои фантазии и мечтания, то есть ребёнок в течение дня может периодически витать в облаках).
3. Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность и импульсивность. Под гиперактивностью у детей сСДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность, в то время как подимпульсивностью — невозможность контроля над своими импульсами.
Ребенок с СДВГ чрезвычайно неусидчив, быстро начинает скучать, легко отвлекается, постоянно ищет ярких впечатлений и сильных ощущений. Он часто теряет вещи и забывает задания. Его самое слабое место — торможение импульсов: про таких детей говорят, что они «сначала делают, а потом думают». Они не выносят долгого ожидания, плохо справляются с работой, требующей длительных усилий. Живут сегодняшним днем, не умея планировать и принимать решения с учетом долгосрочной перспективы. Гиперактивные дети чрезвычайно подвижны, шумны, часто получают травмы, поскольку не предвидят последствий своихпоступков и склонны к излишнему риску. Они доставляют множество хлопот родителям, воспитателям и учителям, всегда находясь в безостановочном, хаотическом или бесцельном движении. Иногда они бываютагрессивны и часто кажутся неуправляемыми. СДВГ-дети легко возбуждаются и с трудом успокаиваются.
Причины заболевания
В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Всегда следует иметь ввидувозможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.
Генетические причины
Повышенная встречаемость расстройства у близнецов позволила предположить вовлечение генетических механизмов в этиологию заболевания. Симптомы СДВГ проявляются у обоих монозиготных близнецов значительно чаще, чем у дизиготных. Среди братьев и сестер детей с СДВГ установлена значительная частота заболевания. Риск развития СДВГ выше, если у матери или обоих родителей имеются указания на синдром дефицита внимания в анамнезе.
В семьях детей с СДВГ очень часто встречаются близкие родственники с нарушениями внимания и имевшие аналогичные трудности в детстве.
Нейробиологические факторы
Согласно современным представлениям, важную роль в патогенезе СДВГ играет дисфункция нейромедиаторных систем мозга. Гипотеза, выдвигающая в качестве основной дисфункции нейрохимические нарушения, строится с учетом положительных воздействий различных лекарственных препаратов.
Нейромедиаторы - это общее название биологических веществ, которые выделяются нервными окончаниями и обеспечивают проведение нервных импульсов в синапсах. В зависимости от тех эффектов, которые они достигают, медиаторы бывают возбуждающими и тормозными. К числу важныхнейромедиаторовотносятся дофамин, норадреналин и серотонин.
Эти химические вещества помогают мозгу посылать, проводить и получать сигналы. При СДВГ в определенных частях мозга может возникать дефицит этих веществ. В результате, некоторые сигналы не передаются нервными клетками, потому что не могут преодолеть расстояния между ними. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с изменениями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Молекулярно-генетические исследования дали основание говорить о том, что изменения 3 генов могут увеличивать предрасположенность к развитию гиперактивности и нарушению внимания: гены допаминового рецептора D4 и D2, ген допаминовоготранспортера.
Пренатальные и перинатальные факторы
Значительную роль в происхождении СДВГ имеют неблагоприятное течение беременности и родов:
• осложнения беременности (токсикозы, обострения хронических заболеваний у матери, угрозапрерывания беременности, травмы в области живота и т. д.);
• внутриутробная гипоксия плода и асфиксия новорожденного острая и/или хроническая) :
• токсическое воздействие на плод (тяжелых металлов, интоксикантов, употребление алкоголя,некоторых лекарственных средств, оказывающих токсическое действие, курение матери);
• воздействие на плод инфекционных агентов: вирусов, бактерий;
• осложненные роды (быстрые или длительные роды, родовая травма, особенно шейного отдела
позвоночника);
• недоношенность, морфофункциональная незрелость плода, задержка внутриутробного развития (ЗВУР);
• резус-конфликт (внутриутробное формирование стойкого титра специфических антител).
Нейроанатомические факторы. С анатомической точки зрения при СДВГ поражаются связи между фронтальной корой и базальными ганглиями с преимущественной локализацией в правом полушарии.
Изучение мозгового метаболизма при СДВГ показало уменьшение метаболической активности в лобных областях головного мозга. Данное явление отмечалось, прежде всего, в префронтальных (передних) отделах лобной области, которые контролируют внимание. Сокращение кровотока в префронтальных отделах особенно значимо во время выполнения интеллектуального задания.
Таким образом, предполагается, что выявленные нарушения могут обусловливать снижение тормозного контроля двигательной активности, обеспечиваемого главным образом лобной корой и хвостатым ядром.
Семейные факторы
Неблагоприятные социальные и психологические семейные факторы (напряженная обстановка и конфликты в семье, нетерпимость в отношении детей, использование физических методов наказания, низкий материальный уровень, употребление алкоголя членами семьи и другие факторы) — не прямая причина СДВГ, но они могут закреплять клинические проявления и усиливать дезадаптацию детей, страдающих этим заболеванием
Токсический фактор.
Хорошо известен тот факт, что отравление свинцом вызывает нарушение интеллектуальных функций, явления гиперактивности и нарушения внимания. Поступление в кровь даже незначительного количества свинца может вызвать нарушение познавательной деятельности и поведения. Одними из источников загрязнения окружающей среды являются выхлопные газы автотранспорта. Люди, проживающие вдоль автомобильных магистралей подвержены постепенному накоплению свинца в крови. Повышенное содержание свинца в крови стойко соотносится с небольшим, но достоверным снижением IQ, а также с нарушениями поведения. В Эдинбурге (Шотландия, были обследованы 501 ребёнок и установлены дозозависимыесоотношения между высокими уровнями свинца в крови и бальными оценками проявлений агрессивности игиперактивности.
Два подхода к коррекции СДВГ
Чутко Л. С. : в основе возникновения СДВГ лежит нарушение на генном уровне в структуре мозга, а также натальная и пренатальная патология. Данные нарушения могут корректироваться только медикаментозно либо БОС и микрополяризацией мозга. Медикаментозная и БОС коррекция может проводиться всю жизнь в зависимости от степени выраженности СДВГ и повреждений мозга, лежащих в основе синдрома.
Ясюкова Л. А. : при соответствующем лечении все последствия и проявления синдрома могут быть сведены к минимуму и потеряют существенное влияние на жизнь ребенка в будущем. Первым этапом в диагностике СДВГ является исключение либо подтверждение повреждений в шейном отделе позвоночника. В соответствии с этим либо проводится лечение, либо проводится психологическая и педагогическая коррекция, либо они проводятся параллельно.
Принципы работы
• Комплексный подход (врач - невролог (обязательное лечение 2 раза в год, или чаще, консультация вертебролога, педагог, психолог, родитель)
• Систематичность (жесткая последовательность, требования)
• Поэтапность (развиваем 1 функцию)
Методы организации учебной и трудовой деятельности
1. Организация пространства
Организация внешней среды
Устойчивость домашнего мира
Организация рабочего места
2. Организация времени
Режим дня
Наилучшее время для работы
Расписаниев картинках (распорядок дня)
3. Правила, обговоренные заранее
Озвучить правило поведения
Правила перед началом работы
Краткость инструкции
4. Алгоритмичная организация учебной деятельности
системность подачи информации
организованная последовательность определенных видов деятельности
небольшие перерывы
5. Идти от особенностей ребенка
Надо не ломать гиперактивного ребенка, а идти от его особенностей
Альтернативная форма поведения
Моментальный характер поощрений
Плохие дни и плохие часы
6. Последовательность выполнения задания
Неправильная последовательность выполнения заданий
Начинаем с легкого задания, делаем «разогрев»
Заканчивать опять чем-то легким
Учитывать цикличность интеллектуальной активности
При переутомлении деятельность мозга дезорганизована
Плохие дни и плохие часы
Не надо усаживать ребенка
Короткие занятияне более 10 минут
Подготовить все заранее
Регулярность занятий
Обстановка на занятиидолжна быть легкая и непринужденная.
В самом начале обучения о самостоятельности надо забыть
Упреждающее знакомство с информацией
7. Полезные виды деятельности для гиперактивного ребенка
Спортивные и подвижные игры по правилам
Снаряды, на которых можно повисеть
Нейропсихологические упражнения
Последовательность выполнения задания
• Сначала легкие, потом сложные задания, заканчиваем легкими
• Учитывать «рабочие» периоды и периоды «выключения»
• Плохие дни и плохие часы
• При переутомлении деятельность мозга дезорганизована
• Не надо насильно усаживать ребенка за стол
• Короткие занятия
• Подготовить все заранее
• Регулярность занятий
• Активные перерывы
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя:
• растяжки,
• дыхательные упражнения,
• глазодвигательные упражнения,
• упражнения для языка и мышц челюсти,
• перекрестные (реципрокные) телесные упражнения,
• упражнения для развития мелкой моторики рук,
• упражнения для релаксации и визуализации,
• функциональные упражнения,
• упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы,
• упражнения с правилами.
Занятия в сенсорной комнате направлены на развитие и гармонизацию
эмоционально-волевой сферы детей:
• снятие психоэмоционального напряжения;
• саморегуляция и самоконтроль;
• умение управлять своим телом, дыханием;
• умение передавать свои ощущения в речи;
• умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
• формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях.
Песочная терапия
• Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность
• Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений
• Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства
• Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии
• Снижение психофизического напряжения
• Актуализация эмоций
Коррекционные занятия по развитию познавательной сферы:
Развитие концентрации внимания (способности выполнять деятельность сосредоточенно, аккуратно, точно, не допуская досадных "ляпов")
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд
Тренировка распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел)
Развитие навыка переключения внимания
Развитие произвольности поведения и навыков саморегуляции.
Дети с СДВГ — это дети со своими особенностями. К каждому такому ребенку можно подобрать ключик и дать ему возможность правильно развиваться. Родители и воспитатели должны очень хорошо знать характеристики гиперактивных детей, знать, что они могут делать относительно легко, а что дается им с большим трудом. Учитывая особенности мышления, интеллектуальной деятельности и эмоционального развития, вполне реально помочь гиперактивному ребенку реализовать заложенные в нем способности и дать почувствовать себя успешным.