Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми с ОВЗ»

Марина Машкова
Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: ознакомление педагогов с приемами мышечного расслабления

Ход:

1. Теоретическая часть

Во взрослой среде мы очень часто слышим фразы: «Как же я устала», «Скорей бы выходные/отпуск», «Наконец-то пятница» и т. п. Конечно, все это связано с современным ритмом жизни, стремлением все успеть и большой загруженностью взрослых. Но, не все задумываются, что современные дошкольники загружены не меньше взрослых. Они получают большой объем информации в детском саду, дополнительно многие посещают различные кружки, а вечером, если время и остается, то расходуется на повторение стихотворений, запоминание ролей и изготовление поделок (а если это подготовительная группа – столь любимую родителями подготовку к школе). Вследствие чего, в течение дня, ребенок затрачивает огромное количество сил и энергии. Но порой нагрузки на протяжении недели не уменьшаются, а только увеличиваются, и к концу недели ребенок получает нервно-эмоциональное перенапряжение. Если ребенок не получает перерыва, то в ближайшее время это нервное перенапряжение выльется в стресс.

Темочки:

В сравнении с нормотипичными детьми, дети с ограниченными возможностями здоровья, затрачивают в течение дня в два раза больше сил и энергии. Соответственно риск возникновения стресса в два раза больше. Почему так происходит?

Одна из основных причин – нарушение тонуса у детей с ОВЗ. При гипотонусе мышцы вялые, рыхлые, слабые, ребенку очень сложно их активизировать, при гипертонусе все наоборот – мышцы постоянно находятся в скованном, напряженном, «зажатом» состоянии, расслабить ребенку их очень тяжело, а зачастую невозможно. В том и другом случае выполнение каждодневных действий, происходящих в детском саду (физические упражнения, задания на мелкую моторику и т. п., становится затруднительным для ребенка. Но, педагоги настаивают, родители требуют, и ребенок, пересилив себя, старается выполнить все, что от него хотят. В результате чего, организм ребенка постоянно испытывает перенапряжение, зачастую выливающееся в стресс.

Вторая причина – тяжелые нарушения речи у детей. Любой ребенок, даже с самой невнятной речью, пытается общаться. Но, зачастую, он сталкивается с непониманием, в результате которого, ему приходится неоднократно повторять свое высказывание. Чаще всего, даже в этом случае он остается непонятым. Как результат - ребенок начинает злиться, нервничать, психовать, и в конце совсем уходит от разговора. В данном случае мы опять имеем дело со стрессом: он старался, активизировал все свои силы и возможности, чтобы его поняли, испытывая при этом нервное перенапряжение, но результата так и не получил.

В любом случае, возникновение нервного перенапряжения (а тем более стресса) у ребенка с ОВЗ, очень усложняет логопедическую работу, а у нормотипичного ребенка может увеличить период онтогенетического появления тех или иных звуков. Поэтому наша с вами задача поддерживать сбалансированность положительных и отрицательных эмоций у детей. Один из несложных приёмов, для формирования эмоциональной стабильности ребенка — это релаксация.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной. Мы будем говорить о произвольной релаксации. Она может быть полной, когда весь организм находится в состоянии расслабленности и покоя, а может быть частичной, когда мы расслабляем отдельные части тела с помощью специальных упражнений.

Базовая методика релаксации была разработана еще в 1929 г. американским врачом Эдмундом Джекобсоном, сохранив актуальность и в наше время. Суть методики заключается в обучении мышечному расслаблению по контрасту с напряжением. Например, дети смогут почувствовать расслабление мышц рук только тогда, когда вначале им предлагается с силой сжать кулаки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем расслабиться и дать прочувствовать разницу. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Напряжение производится на вдохе, с задержкой и максимальным напряжением мышц в конечной точке движения на 2-3 секунды. Расслабление возникает при возвращении в исходное положение в фазе длинного медленного выдоха.

Упражнения на релаксацию можно проводить в процессе организованной образовательной деятельности и в режимные моменты в форме небольшой игры. Каждое упражнение представляет собой рифмованный текст, понятный детям и легко запоминающийся (подобно привычным физминуткам). Начинаем упражнения с мышц плечевого пояса, так как из своего жизненного опыта дети хорошо знают мышцы рук и им легче ощущать их расслабление. Далее подключаем мышцы шеи, ног, корпуса и речевого аппарата.

2. Практическая часть

Перед тем как приступить к выполнению релаксационных упражнений необходимо принять позу покоя. Нужно сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу. Плечи мягко опустить.

Упражнение на расслабление мышц рук и корпуса «Драка»

Все играли и дружили, и вдруг игру не поделили.

Напряглись, взглянули грозно. Лоб нахмурили серьёзно.

Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.

Все уже пошли в атаку. Вот сейчас начнётся драка.

(Делают глубокой вдох, на задержке дыхания, хмурят лоб.

Пальцы рук фиксируют в кулачках. Прижимают локти к туловищу.)

Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разжаться.

Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга.

(На выдохе руки и лицо расслабляются.)

Упражнение на расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара»

(Исходное положение – стоя)

Любопытная Варвара смотрит влево…смотрит вправо…

А потом опять вперед тут немного отдохнет.

(Поднимаем голову в верх)

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

(Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди)

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнение на расслабление мышц ног «Пружинки»

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки ваших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

(Приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу)

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

(Ноги напряжены)

Крепче, крепче нажимай,

Нет пружинок – отдыхай!

Упражнение на расслабление всего организма «Снежная баба»

Участники представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Участники изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Мышечная релаксация позволяет привести в эмоциональное равновесие напряженное сознание. Результаты регулярно проводимой мышечной и эмоциональной релаксации повышают эффективность коррекционной работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это обеспечивает высокую работоспособность, хорошее настроение, внутреннее спокойствие и уверенность.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Комплекс релаксационных упражнений на снижение тревожности ребенка Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет в основном открытый характер и возникает как реакция психологической защиты в трудных.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс «Использование игровой мотивации в работе с детьми по ознакомлению их с органами артикуляции» Сегодня я проведу для Вас Мастер – класс. Покажу, как в игровой форме можно знакомить детей с органами артикуляции и развивать их ловкость,.

Использование нестандартных материалов в работе с детьми. Мастер-класс по изготовлению панно «Цветы из тарталеток»Использование нестандартных материалов в работе с детьми. Мастер-класс по изготовлению панно «Цветы из тарталеток» Тарталетки-одноразовые бумажные формы из натурального пергамента, используемые для выпечки различных кондитерских изделий. Без них миллионы.

Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 11:10
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Машкова (УИ 16672) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД