Альбина
«Край родной — любимый край». Календарно-тематическое планирование кружковой работы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям своего народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Основные принципы, положенные в основу программы:
— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребенка;
— научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
— систематичности и последовательности – знание
в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети
могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы
является ее культурная значимость в жизни района, актуальность,
воспитательная ценность.
Цель программы:
—Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Обучающие:
-углубленно изучить истории родного края, национальной культуры;
-ознакомить с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
Развивающие:
-развивать приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
-развитие интереса к изучению окружающего мира.
Воспитывающие:
-воспитать уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры;
-формировать личность ребенка, способной ориентироваться в обществе;
-воспитать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Планируемые результаты освоения Программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему КЧР, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей
Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте.
Знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знают герб, флаг России и КЧР.
Имеют представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Имеют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
1. Беседа о карачаевцах, их обычаях, традициях. Чтение цикла стихотворений «Талай кьарачай адет».
Цель: развивать интерес к истории своего народа, уважение и чувство гордости за свою принадлежность к карачаевскому народу; формировать представление о традициях, обычаях, познакомить детей со стихотворениями цикла «Талай карачай адет».
2. Беседа о птицах, перелетных и зимующих. Д/и «Перелетная птица или зимующая?»
Цель: формировать представления детей о названиях птиц на родном языке, закреплять знания о перелетных и зимующих птицах, воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.
3. Чтение сказки на карачаевском языке «Каска бла кьумурсха».
Театрализованная деятельность «Шохлукьда джашайыкъ».
Цель: познакомить с содержанием сказки, воспитывать трудолюбие, прилежность; развивать актерские способности детей, формировать умение вести ролевой диалог на карачаевском языке.
4. Развитие речи. Заучивание стихотворения С. Каракотовой «Кьач».
Цели: знакомство со стихотворением; развивать способность воспринимать поэтическую родную речь; активизировать словарь; знакомить с названиями месяцев на карачаевском языке.
НОЯБРЬ.
1. «Унугмайбыз. Къарачайны бушуу кюню»- беседа. Разучивание
стихотворения (по выбору воспитателя).
Цель: формировать у детей знания о депортации карачаевского народа,
Воспитывать чувство сопережевания своему народу.
2. Ознакомление с природой. Домашние животные. Как дикие животные
готовятся к зиме.
Цель: формировать и закреплять знания детей о названиях диких и домашних животных на карачаевском языке, воспитывать любовь к природе, желание беречь ее, обогащать словарь карачаевского языка.
3. Чтение рассказа Х. Аппаева «Акьбурун».
Цель: развивать интерес к чтению, умение пересказывать и анализировать услышанное. Беседа по содержанию рассказа, ответы детей на вопросы воспитателя.
4. Осеннее развлечение «Дары осени».
Цель: формировать умение выразительно читать стихотворения и петь песни на карачаевском языке.
Декабрь
1. Ознакомление с карачаевским орнаментом «Украсим куклу для Фатимы. (рисование)
Цели: знакомство детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, с его промыслами, содержанием, назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами;
2. «Испечем хычинчики для наших ребят» (Лепка)
Цели: закреплять умения детей лепить, используя приемы раскатывания круговыми, продольными движениями ладоней, украшать свои изделия при помощи стека;
3. Устное народное творчество. Заучивание «Тилбургьучла,нарт сез,эл берген джомакьла» (пословицы,поговорки, скороговорки)
Цели: Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
Январь.
1. Украсим женский пояс «Кямар» (Геометрический орнамент) (рисование)
Цели: Продолжать учить детей узнавать элементы карачаевского орнамента, видеть разнообразие элементов орнамента с учетом тематики узора (природы, животных);
2. Постановка сказки «Репка» на карачаевском языке (Театрализованная деятельность)
Цели: формирование положительных взаимоотношений между детьми в
процессе совместной деятельности;
Воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.)
3. «Пояс для Марьям» аппликация.
Цели: -составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
4. Кайсын Кулиев автобиография. Заучивание произведения «Суукь къылыч тийгенди башынга».
Цели: Воспитывать правильное отношение к книге и чтению, навык аккуратного обращения с книгой.
Воспитывать навык слушания, формировать эмоциональный отклик
Февраль.
1. Украшение национального платка «Джаулукь» (познание)
Цели: Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
2. «Браслеты для кукол» (Лепка)
Цели: Учить детей лепить простейшие предметы окружающей действительности, состоящие из округлых и цилиндрических форм, располагая их на дощечке.
3. «Унутмайыкъ Джигитлени»
Цель: Формировать у детей гордость за своих ветеранов, уважение к ним.
4. Байдымат Кечерукова автобиография. Слушание произведений.
Цели: познакомить с карачаевским писателем,
развивать у детей умение слушать; умение мыслить словами.
Март
1. Тема:»Аналагъа назмула, джырла»
Цель: Учить детей стихотворение и песни народном языке,про мам. Развивать речь, правильно выговаривать слова.
2. Чтение рассказа Мамаевой Зухры «Джыланчыкь бла балчибинчик». Заучивания отрывка из стихотворения «Ана»
Цели: Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его ;Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов.
3. Постановка сказки «Колобок» на карачаевском языке
(Театрализованная деятельность)
Цели: знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
-давать детям возможность отражать замыслы в движении.
-проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
4. Доюнов Абдурахман автобиография. Отгадывание загадок.
Цели: уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки, воспитывать любовь, уважение к окружающему миру и к животным, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя, активизировать словарный запас.
Апрель.
1. Украсим женское платье (нетрадиционное рисование).
Цели: Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
2. «Гоппан» - чаша для айрана (лепка)
Цели: Учить лепить чашку и блюдце передовая особенности их формы. Продолжать учить детей приемам лепки: вдавливание, налеп, сплющевание.
3. Байчорова Асият автобиография. Чтение рассказа «Акь гыртнай».
Цели: Формирование развития восприятия художественной литературы, фольклора.
Развивать речевое творчество; знакомить с книжной культурой, детской литературой;
4. «Ягненок» (нетрадиционная аппликация из салфетных шариков).
Цели: Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации, формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Май
1.«Возвращение карачаевского народа на Родину» (познание)
Заучивание стихотворения: «Саулай Карачай ёзенни»
Цели: Развитие интереса к истории родного края; Воспитать чувство гордости за калмыцкий народ; привитие любви к своей малой Родине, уважения к старшему поколению.
2. Придумай узор для национальной деревянной чаши «Гоппан» (аппликация)
Цели: учить создавать поделку, используя всю площадь, гармонично размещать детали аппликации; закреплять освоенные детьми навыки и умения и дать каждому ребенку возможность творчески применить их;
3. Герои победы: Х. Багатырев,О. Касаев,Бадахов Х,Голаев Дж.
(рассказ воспитателя о воинах победителях). Заучивание наизусть стихотворения Б. Кечеруковой «Джуртум»
Цели:дать детям представление о героическом прошлом народа; познакомить детей с юными героями Великой Отечественной войны. Закрепить умение отвечать
вопросы полным предложением на поставленный
вопрос; развивать устную речь, память, восприятие.
3. «Табакь» лепка
1. Цели: Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки. Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.