надежда костицына
Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Ю. Костицына
Воспитатель МБДОУ детский сад «Колосок»
Конспект мастер — класса
Тема: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по использованию приемов мнемотехники в работе с дошкольниками.
Задачи:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
1. Расширить знания педагогов о значении мнемотехники, раскрыть актуальность данной технологии, познакомить с особенностями и принципами, этапами работы с мнемотаблицами.
2. Познакомить с приемом графической зарисовки и вариативностью использования данного приема в работе с детьми.
3. Создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
Оборудование:
мультимедийная установка (проектор, экран, презентация; заготовка мнемо – дорожки разделенной на 7 квадратов (1/2 альбомного листа, лист бумаги размером А 4, заготовка мнемо – дорожки разделенной на 4 квадрата (1/2 альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка). Папки со мнемотаблицами по каждой возрастной группе («Методическая копилка»).
Практическая значимость:
• данный мастер класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, полученные знания могут использоваться в практической работе.
Ожидаемые результаты:
• Знание и применение на практике приема графической зарисовки.
План проведения мастер – класса :
I. Сообщение: «Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста»
II. Проведение мастер – класса : «Знакомство с приемом графической зарисовки и вариантами использования данного приема, в работе с детьми» (презентация).
III. Ознакомление с методической копилкой «Мнемотаблицы в обучении детей рассказыванию».
I. Описание презентации:
Слайд 1 Тема.
Тема: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Слайд 2. Цель, задачи
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по использованию приемов мнемотехники в работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов о значении мнемотехники, раскрыть актуальность данной технологии, познакомить с особенностями и принципами, этапами работы с мнемотаблицами.
2. Познакомить с приемом графической зарисовки и вариативностью использования данного приема в работе с детьми.
3. Создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
Слайд 3 Понятие мнемотехники
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Слайд 4. Актуальность
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи детей.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. ФГОС дошкольного образования предоставляет возможность работникам дошкольного профиля самостоятельность в выборе приемом, методов, технологий направленных на развитие у детей грамматически правильной речи.
В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке. Решением данных задач может стать использование в работе с дошкольниками технологии мнемотехники, позволяющей:
- сокращать время запоминания;
- развивать основные психические процессы;
- развивать умение перекодировать информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать выводы и схематизировать материал.
Слайд 5. Зарисовка сказки (для детей от 4 – до 5 лет)
Цель данного приема : помочь детям запомнить сказку по зарисовкам.
Оборудование: заготовка мнемо – дорожки разделенной на 7 квадратов (1/2 альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка)
Слайд 6. Этапы проведения.
1. Приготовить заготовки мнемо – дорожек к русской народной сказке «Репка», из 7 квадратов, в каждом квадрате нарисован круг (можно предложить детям нарисовать определенное количество кругов).
2. Читается сказка репка.
3. Затем, для быстрого и последовательного запоминания предлагается зарисовать каждого персонажа сказки, путем «превращения» кружка в сказочного героя.
Дети последовательно рассказывают сказку по своим зарисовкам.
Слайд 7. Прием графической зарисовки стихотоворения. (для детей 5 – 6 лет).
Цель данного приема : помочь запомнить данное стихотворение, с помощью последовательной схематической зарисовки содержания.
Оборудование: лист бумаги размером А 4 цветные карандаши (на каждого ребенка).
Слайд 8. Этапы проведения.
1. Свернуть лист бумаги 3 раза (пополам, пополам и еще раз пополам, получается таблица – заготовка из 8 квадратов.
2. Читается стихотворение «Ёлочка» Н. Нищевой.
3. Зарисовка данного стихотворения в приготовленную таблицу – заготовку.
Пример.
Перед нами ёлочка - «рисуем елочку» в 1 квадрат
Шишечки, иголочки – «дорисовываем- шишечки, иголочки» (во второй квадрат)
Шарики,фонарики и т. д.
Зайчики и свечки,
Звёзды,человечки.
В итоги, будут заполнены все квадраты.
На каждую строчку стихотворения - свой мнемоквадрат с рисунком, имея перед глазами такую карточку-символ, можно быстро запомнить стихотворение и любые тексты. (Читается стихотворение по полученным зарисовкам).
Слайд 9. Прием : Зарисовка загадок (для детей 6 – 7 лет)
Цель данного приема : научить самостоятельно загадывать загадки с опорой на рисунки – символы.
Оборудование: заготовка мнемо – дорожки разделенной на 4 квадрата (1/2 альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка).
Слайд 10. Этапы проведения.
1. Приготовить заготовки мнемодорожек из 4 квадратов «Репка», в 1 квадрате символ обозначающий – цвет, во 2 квадрате – символ формы, в 3 квадрате символ обозначающий – вкус, 4 квадрат символ – где применение.
2. Придумать загадку о любом овоще или фрукте, зарисовывая последовательные в мнемо – дорожку признаки данного овоща или фрукта.
3. Загадать придуманную загадку для другого ребенка, с опорой на сделанные зарисовки.
Слайд 11. Результаты работы.
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появился интерес к заучиванию стихов;
- обогатился словарный запас;
- дети научились преодолевать робость, застенчивость.
Слайд 12.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!
Спасибо за внимание!
Слайд 13. Презентация методической копилки - «Мнемотаблицы в обучении детей рассказыванию».
В каждой группе имеются методические наработки :
Младшая группа:
Папка: Мнемотаблицы по разучиванию сказок
Папка: Мнемодорожки по разучиванию стихотворений
Папка: Мнемодорожки по разучиванию потешек
Средняя группа:
Папка: Мнемотаблицы по разучиванию сказок
Папка: Мнемотаблицы по разучиванию стихотворений
Папка: Мнемотаблицы по описанию предметов
Старшая группа группа:
Папка: Детские рассказы в картинках
Папка: Опорные схемы - рисунки
Папка: Загадки – схемы
Папка: Мнемотаблицы по рассказыванию
Папка: Мнемотаблицы для разучивания стихотворений
Папка: Мнемотаблицы для разучивания чистоговорок