Светлана Парамонова
Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Высказывание К. Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Эти слова относятся к технике заучивания стихотворений – мнемотехнике. Мнемо ника в переводе с греческого - искусство запоминания,
Публикация «Мастер-класс „Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Применяя мнемотехнику в своей работе с дошкольниками, использую для развития речи и заучивания стихотворений, а так же пересказе литературных произведений и составления описательных рассказов.
Часто бывает, что заучивание стихов дается детям с трудом, они переставляют слова местами, заменяют слова, этим нарушая рифму, здесь мнемотехника приходит на помощь.
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация (показать)
Суть заключается в следующем: на слово, строку или абзац придумывается картинка, таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Предлагаю «записать», составить мнемотаблицу по стихотворению
Анны Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».
Послушайте:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник».
- Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Цифру 21, буквы Н, П). Правильно.
Следующая строчка – «Очертанья столицы во мгле» Рисуем …. И т. д.
– Первое четверостишие «записано», а второе я предлагаю вам, зарисовать самим - Читаю по строчке.
Мнемотаблица готова, а теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Так можно нарисовать любое стихотворение от простого - до сложного.
– Детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить, а процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Нарисованное остается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, пригодятся и так же понравятся вашим детям
Результаты
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.