Светлана Викторовна Шаповалова
Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в работе
с детьми комбинированной группы.
Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила перед собой задачи:
• Развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
• Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.
Для решения этих задач я применила мнемотехнику. Это уникальная система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Актуальность мнемотехники для детей состоит в том, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. д.) Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению, умению находить взаимосвязи, надо учить его читать графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ, отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т. е. пользоваться заместителями.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап. Пересказ или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
4 этап. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5 этап. Повторный пересказ или рассказывание стихотворения по мнемотаблице.
Приведу несколько примеров своей работы с мнемотаблицами.
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге.
Делать нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что медведь тебе на ухо говорил?»
- А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Разучивание стихотворения И. Демьянова «Летят дождинки»
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен
У огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы.
Разучивание стихотворения М. Геллера «Осень»
Дарит осень чудеса
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
Литература: Т. В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.» Издательство «Детство-Пресс», СПб.