Светлана Викторовна Шаповалова
Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы
Использование мнемотехники в работе
с детьми комбинированной группы.
Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила перед собой задачи:
• Развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
• Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.
Для решения этих задач я применила мнемотехнику. Это уникальная система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Актуальность мнемотехники для детей состоит в том, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. д.) Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению, умению находить взаимосвязи, надо учить его читать графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ, отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т. е. пользоваться заместителями.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап. Пересказ или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
4 этап. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5 этап. Повторный пересказ или рассказывание стихотворения по мнемотаблице.
Приведу несколько примеров своей работы с мнемотаблицами.
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге.
Делать нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что медведь тебе на ухо говорил?»
- А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Опорные картинки мнемотаблицы мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634391447.jpg)
Разучивание стихотворения И. Демьянова «Летят дождинки»
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Опорные картинки мнемотаблицы Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка октябрь Формировать навыки сотрудничества взаимопонимания и доброжелательности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634391912.jpg)
Летят, летят дождинки,
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Для решения этих задач я применила мнемотехнику](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634391953.jpg)
Не выйдешь из ворот.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Это уникальная система методов и приемов обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634391968.jpg)
По вымокшей тропинке
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Актуальность мнемотехники для детей состоит в том что в дошкольном возрасте преобладает наглядно образная память](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634392005.jpg)
Сырой туман ползет.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634392025.jpg)
У погрустневших сосен
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Как установлено исследованиями психологов главное направление развития образного мышления воображения памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634392110.jpg)
У огненных рябин
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634393199.jpg)
Идет и сеет осень
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение способность к замещению умению находить взаимосвязи надо учить его читать графическую аналогию](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634392125.jpg)
Душистые грибы.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Графическая аналогия умение обозначать каким либо символом реальный образ отразив им общие признаки объекта и замещать предметы т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634393926.jpg)
Разучивание стихотворения М. Геллера «Осень»
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 пользоваться заместителями](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634392158.jpg)
Дарит осень чудеса
Да еще какие!
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634392207.jpg)
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Мнемотаблица это схема в которую заложена определенная информация](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634392222.jpg)
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634393595.jpg)
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов этап](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634392262.jpg)
Дождь и жухлая трава
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Рассматривание таблицы и разбор того что на ней изображено](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634392276.jpg)
В сонной чаще ночью
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Осуществляется перекодирование информации т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634392290.jpg)
Непонятные слова
До утра бормочут.
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 преобразование из абстрактных символов в образы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634392304.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Пересказ или чтение стихотворения с опорой на символы образы т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2582249-1634394014.jpg)
Литература: Т. В. Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.» Издательство «Детство-Пресс», СПб.