Светлана Вершель
Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить инструкцию или текст.
Воспитатели в своей работе с раннего возраста используют небольшие яркие схемы по навыкам самообслуживания «Как правильно мыть руки», «Что за чем одевать», на лепке и аппликации «Что за чем лепить или вырезать…» и др., ребята с большим интересом рассматривают картинки и очень быстро запоминают инструкцию и последовательность действий.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
В старшем возрасте очень часто дети испытывают большую проблему в заучивании стихов наизусть, составлении описательных и сравнительных рассказов, рассказывании по картинкам и по серии сюжетных картин.
В своей работе для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения стихов я стала использовать нетрадиционную методику – мнемотехнику. Суть мнемотехники заключается в использовании ярких картинок, зарисованных в последовательно расположенных небольших квадратиках. Данная методика помогает деткам очень быстро запомнить длинное стихотворение, а использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Для заучивания стихотворений я зарисовываю схемы, аккуратно их оформляю и ламинирую, что дает возможность использовать схемы длительное время в любой режимный момент.
Мнемотаблицы эффективны как при разучивании стихотворений, так и при обучении составлению описательных и сравнительных рассказов, пересказе сказок. Поэтому, я создала картотеку опорных схем на темы: «Времена года», «Животные Жарких стран и Крайнего Севера», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Посуда», «Транспорт», «Профессии».
В течении учебного года, в тематические недели ребятам предлагала с помощью схемы дома с мамами подготовить описательные рассказы. Многие семьи, готовя рассказ по общей схеме, ориентируясь на алгоритм и наглядность, зарисовывали свои схемы. Тем самым ребята, выступая перед группой на занятиях, с легкостью делились информацией, рассказики получались интересные, достаточно полные и связные.
Матвей подготовил описательный рассказ о пингвине
Алеша подготовил описательный рассказ о носороге
Катя подготовил описательный рассказ о свиристелях
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Общеизвестно что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-218279-1586544717.jpg)
Схемы описательных рассказов детей о зимующих птицах с опорой на общую схему
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Зрительный же образ сохранившийся у ребенка после прослушивания сопровождающегося просмотром рисунков позволяет значительно быстрее запомнить инструкцию или текст](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-218279-1586545447.jpg)
Схемы сравнительных рассказов детей о транспорте с опорой на общую схему
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 ребята с большим интересом рассматривают картинки и очень быстро запоминают инструкцию и последовательность действий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-218279-1586545938.jpg)
Схемы рассказов детей о профессиях мам
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Темочки Консультации для педагогов и воспитателей Мнемотехника](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-218279-1586546041.jpg)
Мама Семена работает поваром
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Опорные картинки мнемотаблицы Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-218279-1586546600.jpg)
Мама Кати работает врачом
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 В своей работе для облегчения запоминания сохранения и воспроизведения стихов я стала использовать нетрадиционную методику мнемотехнику](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-218279-1586546659.jpg)
В течении года в методической копилке группы собралась целая картотека мнемосхем: по заученным стишкам, по описательным рассказам о животных и птицах, о транспорте, профессиях мам.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Опорные картинки мнемотаблицы мнемотехники заключается в использовании ярких картинок зарисованных в последовательно расположенных небольших квадратиках](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-218279-1586544164.jpg)
По вечерам ребята в свободной деятельности их очень активно используют для обыгрывания в сюжетно – ролевой играх «Детский сад», «Школа», «Зоопарк», «Магазин» и т. д.
В результате использования нетрадиционной методики «мнемотехника»:
- Дети к концу года стали очень быстро запоминать стихи,
- С желанием выходят перед группой для рассказывания текстов на предложенные темы,
- Пересказывают сказки, придумывают разные истории, фантазируют,
- Робкие и зажатые детки раскрываются, преодолевают свою застенчивость, что является большим плюсом к готовности к школе.
Родители заметили положительный результат в развитии памяти и связной речи детей и с большим интересом готовят дома с ребятами мини – сообщения с использованием мнемотаблиц, оказывая мне огромную помощь в подготовке занятий.
Спасибо за внимание!