Ирина Поликанова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов ДОУ
«РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: Обосновать взаимосвязь речи, музыки и движения.
Описание материала: представленный опыт работы будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В нашей педагогической практике часто встречаются дети, имеющие различные нарушения речи. Для достижения хороших результатов развития речи и пополнении активного словаря детей, обязательно взаимодействие всех педагогов, специалистов дошкольного учреждения и родителей.
Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для речевого развития детей. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения, где именно музыка является организующим и руководящим началом. Развитие речи на музыкальном занятии возможно через любой вид музыкальной деятельности.
Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание или по – другому восприятие. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Предлагаем посмотреть отрывок из мультфильма «Щелкунчик», где произведение звучит в исполнении симфонического оркестра «Вальс цветов».
Просмотр видео «Вальс цветов».
Подберите термины, характеризующую эту музыку по характеру, настроению (радостная, светлая, торжественная, волнительная). Какие чувства она вызывает? Какая это музыка? (оркестровая, симфоническая). Таким образом, воспринимая музыку, ребенок пополняет свой активный словарь.
Слушание музыки предваряет разучивание песни, например, для разучивания песни детям нужно ее услышать, тогда песню исполняет музыкальный руководитель для ознакомления. Далее следует разучивание текста, затем мелодии. («Первый снег» в медленном темпе разучить слова, мелодию можно разучить, используя приём «эхо»).
Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.
Игра «Не зевай!», дети учатся чувствовать фразу, соотносить действие с текстом, соблюдать ритм, за счет этого укрепляется общая моторика.
Предлагаю всем встать в круг и разучить игу с бубном «Не зевай», усложняем задачу двумя, тремя бубнами, поем вместе.
Для тренировки внимания, координации движения и речи можно использовать видео клип «Кап-кап».
Пению всегда предшествует распевание, разогрев мышц языка и голосового аппарата. С помощью простых распевок, происходит автоматизация поставленных логопедом звуков.
Например «Та-та-та-та-та». Давайте вместе распоемся. (На слог Да, Ра, Ба).
Так же можно включить работу над дыханием: активный вдох и длительный выдох на определенный звук.
«День жука» по системе Т. Боровик (Глубокий вдох и длительный выдох на звук «Ж», интонационно повышая и понижая голос, в соответствии с изображением)
Вместе выполняем упражнение.
Таким образом, можно сделать вывод, что на музыкальных занятиях, усилиями музыкального руководителя и воспитателя можно реализовывать логопедические задачи: автоматизировать звуки, развивать координацию движения и речи, укреплять мелкую и общую моторику, развивать творческое воображение и фонематический слух.
Предлагаем создать оркестр и исполнить «Музыкальный момент» Ф. Шуберта на музыкальных инструментах.