Наталья Григорьевна Гермогенова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование природного материала в развитии творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование природного материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
Цель мастер – класса:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области художественно-эстетического развития дошкольников на основе использования природного материала.
Задачи:
1. Расширить представления участников мастер-класса об использовании природного материала в разных видах детской деятельности
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование природного материала в развитии творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из природного материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
2. Повысить уровень мастерства педагогов.
3. Познакомить педагогов с техниками при работе с природным материалом.
Оборудование: мультимедийное оборудование, контейнер с крышкой, камни, материал для практической деятельности: (камни, цветные мелки, фломастеры, цветные маркеры).
План проведения мастер-класса:
1. Вступительное слово: диалог с аудиторией. Видеоматериал «Фантазия детей».
2. Представление презентации «Сказка из камней».
3. Практическая деятельность. Изготовление персонажей сказки из природного материала. Камень-музыкальный инструмент.
4. Рефлексия.
1. - Добрый день, уважаемые коллеги!
Дети – существа удивительные, они каждый день совершают открытия - заставляют нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, нам нужно самим чуть-чуть стать ребенком. Мы с ребятами, каждый день играем в какие-то игры, загадываем, отгадываем различные предметы. И сейчас я хочу вспомнить, что родом мы все из детства и немножечко поиграть. Здесь у меня скрыт некий предмет. Я предлагаю вам попробовать угадать, что находится в этом контейнере. Что здесь? Напомню вам правила игры: вы можете задавать различные вопросы, на которые я буду отвечать «Да, нет». Прошу вас.
(Аудитория задает вопросы) если необходимо можно сделать подсказку: они бывают разной формы, круглыми, овальными, прямоугольными, их можно найти на берегу рек и морей и т д.
Это самый обыкновенный камень, т. е природный материал. Посмотрите и подумайте, как можно использовать этот обыкновенный камень? (Ответ зала). Вы знаете, дети видят в обычных камнях намного больше чем мы взрослые. Я сейчас хочу вам предложить послушать, что говорят мои воспитанники о камнях. Показ видеоматериала «Фантазия детей». Удивительно, как дети видят в обыкновенном камне такие вещи. Природный камень становится путеводителем для ребенка в мир раскрытий.
2. Мы придумали вместе с детьми разные игры, вот некоторые из них, показ слайдов: игра «Найди геометрические фигурки», «Сложи узор», «На что похожи?», «Шашки», «Цветной счет», «Якутский календарь», «Счет до 20» и «Сказка из камней».
3. А сейчас предлагаю вам немножко поиграть вместе с нашими камнями. И так для первой игры я приглашаю 4 участников к столу. Здесь предоставлены материалы для создания работы, с помощью которых мы будем превратить обыкновенные камни в героев сказки, например «Заюшкина избушка». Кто помнит эту замечательную сказку? Если не помните, то здесь есть небольшой текст сказки. Я предлагаю вам игру «Нарисуй на камне сказку». Приступайте, пожалуйста.
Камень, в творческих руках ребенка может превратиться во что угодно. Выготский говорил, что творчество это не удел только гениев, которые создают великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек фантазирует, комбинирует, в результате чего, создает что-то новое. Сегодня мы не ставим такую цель перед собой как передать ребенку знания умения или навыки, наша задача поддержать детскую инициативу, развить творчество и воображение, увидеть и поддержать талант в каждом ребенке. Для творчества своим ребятам я предоставляю огромный выбор различных размеров и форм природного материала. В процессе такой деятельности в них развивается инициатива, формируются навыки общения, они учатся работать в группе, взаимодействовать между собой, устанавливать добрые положительные взаимоотношения, а также проявлять самостоятельность в выборе и принятия решения. Дети с удовольствием играют, выполняют действия с таким материалом, очень хорошо развивается воображение. Это как раз та форма работы, где утомительное принуждение уступает место увлеченности. А еще мои дети с удовольствием расписывают камни. Этим занятием как раз занимаются наши участники мастер-класса. Если взять самый обыкновенный предмет, такую как обувную коробку, то у нас с вами будет декорация к сказке.
И так, сейчас мы наших героев отправляем в сказку «Заюшкина избушка». Прошу участников выйти и импровизировать сказку.
Краткое содержание сказки:
Жили-были в лесу неподалеку друг от друга лиса и заяц. Каждый построил себе на зиму избушку: у лисы избушка ледяная, а у зайца избушка лубяная. Лисий домик весной растаял, а заячий остался крепким. Выгнала лисица зайку из его избы, сама там поселилась. Хотел волк помочь зайке, да напугала его лиса. Медведь пошел выгонять лису, но и он убежал от злой лисы. И только храбрый петушок клюнул лису и выгнал ее из заячьей избушки.
Спасибо всем участникам первой игры. Своих героев персонажей вы можете оставить себе, пусть они станут первыми персонажами в вашей сказке из камней, и чтобы ваши дети играя развивались. А мы с вами отправляемся на следующую игру которая называется «Музыкальная». Природный материал-камень может превратиться в музыкальный инструмент. Давайте попробуем. В игру можно привлечь и аудиторию. Звучит музыка «Русская плясовая». Участники мастер-класса сопровождают озвучиванием, играя на 2 камнях.
Спасибо, нашим музыкантам, камни прозвучали как ложки, даже лучше! Камешки могут путешествовать по стране детского воображения бесконечно. Потому что детской фантазии нет границ.
4. Рефлексия.
Скажите пожалуйста вам удалось сейчас почувствовать себя детьми? (Ответ участников) В таком случае я попрошу ваше мнение к мастер-классу в трех словах: в 3 наречиях, в 3 глаголах, в 3 существительных, в 3 прилагательных. Скажите пожалуйста, на своих занятиях с детьми вы смогли бы использовать такой природный материал как камни? (Ответы участников) На занятиях с детьми можно использовать камни как массажный элемент для рук, стопы и т. д.
Какой ребенок не любит играть с камешками? Не ругайте малышей, если они приносят домой камешки, ведь и дома можно замечательно поиграть, заняться творчеством и сделать свои игры из собранных камней. А также можно играть с детьми во время прогулки:
-Определить цвета, формы, размеры
-Определить характер поверхности
-Рассмотреть камни через лупу
-Определить вес, температуру
-Исследовать камни на плавучесть, на мокрые превращения, мягкий и твердый
-Раскрашивать красками и т. д.
На этом мой мастер-класс «Использование природного материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» подходит к концу. Спасибо всем участникам мастер-класса!