Александра Белоконь
Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с тем, как сделать теневой театр, использовать его для речевого развития.
Задачи:
• повышение эффективности образовательного процесса, путём использования театрализованной деятельности
• активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
• Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
1. Теоретическая часть
Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Введение:
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, не утратили своей актуальности и сегодня.
Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Благодаря театру ребёнок приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые отношения.
Систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
Основные направления работы с детьми.
Чтение сказок;
Артикуляционная гимнастика;
Подвижные игры с элементами драматизации;
Игры на развитие интонационной выразительности;
Музыкальные этюды;
Театральная игра;
Дидактические игры;
Дыхательная гимнастика;
Ритмопластика;
Сочинение сказок;
Изготовление и ремонт атрибутов к спектаклям.
Формы организации театрализованной деятельности.
1. Совместная деятельность взрослых и детей.
2. Мини-игры на других занятиях.
3. Театрализованные занятия.
4. Самостоятельная деятельность.
5. Чтение художественной литературы.
6. Театрализованные игры-спектакли
Что должен делать педагог, для активизации речи детей?
1. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка).
2. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.
3. Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучить способам моделирования сказок,способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.
4. Развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.
5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Остановимся подробнее на театре теней.
Театр теней – это волшебство. Тень… – к ней мы привыкли с детства, она сопровождает нас повсюду. Она знакома нам и в то же время хранит какую-то тайну. Мы можем играть с тенью, можем не замечать ее, но не можем убежать от нее. Театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. На мой взгляд, несправедливо забытый.
Театр теней родился в Китае много веков назад и живет до сих пор. С его помощью создаются удивительные театральные зрелища.
Театр теней помогает стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности, развивать фантазию, творческие способности, артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.
Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях речевую активность.
Реквизит, который требуется для театра теней источник света (например, налобный фонарик или настольная лампа, ширма с белым экраном, куклы-силуэты.
Техническое сопровождение (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения)
Как сделать пособие для театра теней :
На первом этапе работы для изготовления силуэтов нам необходимы следующие инструменты: ножницы, черный картон, палочка от мороженого, скотч, клей, баночка – подставка, пластилин, шаблоны.
Для теневого театра вырезаются из картона силуэты персонажей. В деталях (например - глаза, рот) делаются проколы и разрезы. Лучше, если у фигурок будут двигаться голова, конечности, хвосты. Для этого используют проволоку или заклепки. Мне в принципе, оба крепления нравятся. Кроме того, важно изготовить дополнительные атрибуты – силуэты деревьев, домов и т. д.
2. Практическая часть
Задание для группы за столами - изготовление силуэта любого персонажа для теневого театра по памятке-инструкции. После того, как персонажи готовы, предлагаю обыграть каждого персонажа, сочинить мини сказку.
ПАМЯТКА № 1
Изготовление силуэтов кукол к теневому театру.
1. Обведите на обратной стороне черного картона силуэт персонажа (декорации) по шаблону.
2. Вырежьте силуэт по контуру.
3. При помощи канцелярского ножа сделайте необходимые прорези (глаза, окошки и т. д.)
4. С помощью скотча приклейте получившейся силуэт к палочке
5. Палочку с силуэтом поместите в баночку с пластилином для лучшей устойчивости.
ПАМЯТКА № 2
Правила кукловождения.
1. Куклы прижимаются к экрану и двигаются, на небольшом расстоянии от него (1-2 см).
2. Фигурки перемещаются только вдоль экрана, переворачиваясь для изменения направления движения (прибежала-убежала)
3. Декорации плотно крепятся в пазы с обратной стороны экрана.
ПАМЯТКА
Этапы режиссерско-педагогической работы воспитателя по организации и постановке спектакля с детьми
1 этап : Прогностический
1. Артикуляционная гимнастика (зарядка для губ и языка)
2. Упражнения на три вида выдыхания для разогрева мышц дыхательного аппарата.
3. Упражнения на развитие дикции с подключением ритмизированных движений.
4. Упражнения на распознавание эмоции по интонации.
5. Работа над скороговорками и чистоговорками.
2 этап: Подготовительный
1. Выбор репертуара для спектакля.
2. Распределение ролей.
3 этап: Репетиционный
1. Индивидуальное разучивание ролей, совместные репетиции.
2. Работа над выразительностью речи.
3. Генеральные репетиции под музыку, с куклами, декорациями
4 этап : Организационный
1. Организация пространства для показа.
2. Организация участников спектакля на момент показа.
3. Организация зрителей спектакля на момент показа.
5 этап: Показ спектакля зрителям
6 этап: Рефлексивно-итоговый
1. Обсуждение спектакля участниками и зрителями.
2. Поощрение, поддержка детей за творческую активность.
3. Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада.
4. Поддержание интереса дошкольников к театрализованной деятельности.
Подведение итогов.
В данный момент я осваиваю новый вид теневого театра, так называемый Классический театр теней, который предполагает создание различных фигурок животных и предметов, используя собственные руки
Результат мастер класса – театр помогает стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности. Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.
Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях речевую активность.